Турецкий алевизм: религиозная идентификация

Жигульская Дарья Владимировна – выпускница восточного факультета СПбГУ, кафедры истории Центральной Азии и Кавказа, аспирантка Института востоковедения РАН в Москве, сотрудник Посольства Турции в Москве.
E-mail: vzhig@rambler.ru

 

Вся статья: 

Алевиты представляют собой многочисленную конфессиональную общность Турции. По разным оценкам, они составляют от 10 до 20% населения страны и исповедуют алевизм: одно из гетеродоксных исламских течений, окончательное формирование которого завершилось на территории Анатолии в XVI в.  Философия, культ и ритуал в алевизме сильно разнятся с традициями доминирующей религии Турции – суннитского ислама ханафитской правовой школы.

Данная статья посвящена проблеме религиозной идентификации алевизма. В статье использован сравнительный метод исследования: в ней рассматриваются вопросы о степени корреляции алевизма с еще одной формой «народного ислама» Анатолии – бекташизмом. Стоит отметить,что зачастую понятия «алевизм» и «бекташизм» используют как синонимичные,что некорректно.Кроме того, в статье рассматривается вопрос о правомерности отнесения алевизма к шиизму и отождествления его с сирийским нусайризмом.

Известно, что довольно часто нусайритов Сирии называют «арабскими алавитами», и таким образом у широкого круга читателей может возникнуть ошибочное представление о том, что эти понятия идентичны. В заключение статьи алевитам отводится отдельное место в разноцветной религиозной мозаике Турции.  

Ключевые слова: семантика словообразования, когнитивные методы, концепт, прототип, пропозиция, инференция, полисемия, синонимия, антонимия, паронимия.
 

Список литературы

1. Çamuroğlu R. Değişen Koşullarda Alevlik. Istanbul, 2008. S. 11–45.
2. Melikoff I. Hadji Bektach: un mythe et ses avatars. Genese et evolution du soufisme populaire en Turquie. Leiden: Brill, 1998. P. 23–162.
3. Yaşar Ocak A. Alevi ve Bektaşi İnançlarının İslam Öncesi Temelleri. İstanbul, 2010. S. 16–282.
4. Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. М., 2011. С. 515.
5. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV вв. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. С. 321–326.
6. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. С.298.