Концепция уголовной политики и совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства

Кондрат Иван Николаевич – к.ю.н., профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) МИД России. E-mail: inkondrat@mail.ru

 

Вся статья: 

Концепция уголовной политики сегодня представляется как система официально принятых в государстве положений, определяющих сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, и в первую очередь средствами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Есть все основания утверждать, что такая концепция должна являться основой для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектной деятельности Президента РФ и Правительства РФ, проектов нормативных правовых актов в области совершенствования законодательства и практики его применения, а также основой для оценки и последующей корректировки уголовной политики. В п. 38 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» определено, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности … должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере».

Формируя уголовную политику, законодательная и исполнительная власти в первую очередь отвечают на вопросы: какие деяния в государстве признаются преступлением и каковы меры уголовного преследования для борьбы с ним? Вопрос о наиболее правильной организации уголовного процесса возникает позднее. При этом юридическое содержание понятий «преступление» и «наказание», «нормативное закрепление института процессуального принуждения», а также «меры защиты прав и свобод человека в ходе уголовного судопроизводства» характеризует цели, которые публичная власть ставит перед собой и перед обществом в конкретный исторический период.

Нельзя не замечать, что в последние годы в нашей стране участились призывы к пересмотру обязательств, принятых на себя Россией по Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Широко известно, что значительная часть жалоб наших граждан в Европейский суд по правам человека подана по поводу нарушений, допущенных в ходе уголовного преследования.

На государственном уровне нередко высказывается недовольство решениями, выносимыми ЕСПЧ по искам против России, которые якобы наносят ущерб суверенитету страны. Предлагаются меры по сокращению числа решений, выносимых ЕСПЧ в пользу заявителей по жалобам против России, в частности создание особой процедуры оперативного пересмотра уголовных дел с участием граждан, чьи жалобы были приняты к рассмотрению.

Ключевые слова: Уголовная политика, уголовное судопроизводство, уголовный закон, охрана прав и свобод личности.

Примечания
1. 1См., напр.: Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М., 2010; Похмелкин А.В., Похмелкин В.В. Новая концепция уголовной политики. М., 1992; Саркисов Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008; Фефелов П.А. Уголовно-правовая концепция борьбы с преступностью: Основы общей теории. Екатеринбург, 1999.
2. См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года No 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // [Электронный ресурс] URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=52295
3. См.: ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года No 54-ФЗ «О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней».
4. На 31 декабря 2011 года в Европейском суде по правам человека было зарегистрировано 40 тыс. 250 жалоб против России, что составляло 26,6% от общего числа поступивших жалоб. Иски наших граждан составляют самую многочисленную катего- рию среди поступающих на рассмотрение ЕСПЧ // [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/world/20120126/549514271.html
5. См., в частности: Интернет-конференция с Председателем Конституционного суда РФ Зорькиным В.Д. на тему: «Деятельность Конституционного суда Российской Федерации по защите прав и свобод граждан» (ИА «ГАРАНТ».18.06.2012) // [Электронный ресурс] URL:http://www.garant.ru/action/conference/403248/
6. См., в частности: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 год // [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/17545.html#.UNx8_eQ3ZtA
7. Эту закономерность подробно обосновал в своих трудах В.В. Лунеев. См.: Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, регио- нальные и российские тенденции. М.: ВолтерсКлувер, 2005.
8. См.: Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 44.
9. Примером ограничения прав граждан в пользу полномочий следствия является продление до 30 суток срока содержания под стражей без предъявления обвинения по составам преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 206, 208, 209,
210, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ (ч. 2 ст. 100 УПК РФ).
10. См.: Жалинский А.Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. 2005. No 1. С. 21–24.
11. Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Изд-во Проспект, 2008. С. 8.
12. Доклад Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации «Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении
уголовно-правовой политики в Российской Федерации» (2010 г.) //[Электронный ресурс] URL: http://www.fparf.ru/doklad/
ug_pr_polit/ug2.htm
13. См.: Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 6–10.
14. Там же. С. 21.
15. См. подр.: Социально-экономические последствия уголовной политики государства в отношении бизнеса // Уголовная поли-
тика в сфере экономики: экспертные оценки. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. С. 4–21.
16. См.: Надзорные определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ по делам от 3 августа 2006 года No
64-Дп06-13, от 8 августа 2006 года No 64-Дп06-14 // Информационно-правовая система «Гарант» (версия от 09.12.2012).
17. См.: Выступление Председателя Верховного суда РФ Лебедева В.М. на VIII Всероссийском съезде судей // [Электронный ресурс]
URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=8351
18. См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. No 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. No 31. Ст. 4162.
19. См.: Code for Crown Prosecutors Introduction // [Электронныйресурс] URL: http://www.cps.gov.uk/publications/code_for_crown_
prosecutors/introduction.html
20. См.: Афины. Законодательство Солона // [Электронный ресурс] URL: http:http://www.world-history.ru/countries_about/1853.html
21. См. доп.: Антонов И.А. Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности: назначение и принципы уголовного
судопроизводства. СПб., 2004.