Правовые аспекты регулирования лоббизма в США и Канаде

Кремянская Елена Александровна – к.ю.н., доцент кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД России. Входит в состав экспертно-консультативного совета по конституционному законодательству при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.
Кремянская Елена Александровна
 

 

Вся статья: 
Автор рассматривает историю и особенности нормативного регулирования лоббизма в США и Канаде, выявляет тенденции развития законодательства. США, а затем и Канада стали одними из первых государств в современном мире, которые нормативно урегулировали отношения по продвижению интересов общества и бизнеса в органах управления, организации законного давления на власть. Автор изучает эволюцию развития законодательства о лоббизме в США, в частности останавливается на Законе о регистрации иностранных агентов 1938 г., Законе о лоббировании 1946г., Законе о раскрытии лоббистской деятельности 1995 г. в США, а также эволюцию законодательства в Канаде, где действует Акт о лоббизме 1989 г., претерпевший значительные изменения за последнее десятилетие. Принимая во внимание форму территориального устройства США и Канады, автор рассматривает особенности законодательства ряда субъектов федерации.
 
Кроме того, автор не оставляет без внимания деятельность контролирующих органов, порядок регистрации и предоставления отчётности лоббистами, выявляет преимущества и недостатки законодательного закрепления такого института как лоббизм. Так, в работе выявляется перечень информации, которая должна быть предоставлена лоббистами регулирующим органам, при этом автор справедливо замечает, что спектр предоставляемой информации и её детализация шире в США, чем в Канаде. В работе рассматривается ответственность за нарушения законодательства о лоббизме. Например, в США предусматривается уголовная ответственность сроком до пяти лет и штрафы до 200 тыс. долларов США. На основе опыта США и Канады автор выделяет ключевые вопросы, требующие нормативного закрепления, и, в частности, чёткое определение лоббизма и лоббиста, необходимость раскрытия информации о клиентах и выплаченных денежных суммах, закрепление механизмов контроля и ответственности.

Ключевые слова: Соединённые Штаты Америки, Канада, законодательство, лоббирование, лоббизм, Закон о раскрытии лоббистской деятельности, коррупция.
 
Список литературы:
 
1. Конституции зарубежных государств. Американский континент / Под ред. А.В.Багдасаряна. Ер.:Изд. «Мхитар Гош» 1998. 392 с.
2. Raj Chari, John Hogan and Gary Murphy. “Regulating Lobbying: a Global Comparison”, Manchester University Press, 2010, 196 p
3. Lobbyists, Governments and Public Trust. Increasing Transparency Through Legislation. Volume 1. OECD publishing. 2009, 172 p.
4. Joe Wild. “Canada’s Lobbying Act”. [Электронный ресурс]/, http://www.oecd.org/governance/publicinnovation/50659022.pdf (дата обращения: 5 января 2014 г.).
5. Lobbying Disclosure Act of 1995 [Электронный ресурс] /, http://www.senate.gov/legislative/Lobbying/Lobby_Disclosure_Act/TOC.htm (дата обращения: 5 января 2014 г.).
6. Lobbying Act. Canada [Электронный ресурс]/, http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/L-12.4/page-1.html#docCont (дата обращения: 5 января 2014 г.).