Как развеять туман над прошлым? Послевоенные дети, их отцы-солдаты и последствия Второй мировой войны

Любомирова Екатерина Сергеевна – преподаватель Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», аспирантка кафедры Новой и Новейшей истории Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. E-mail: katya1good@gmail.com.
 
Вся статья: 

Статья посвящена новым аспектам изучения истории послевоенной Германии, показанным на примере монографии Сабины Боде «Послевоенные дети – рождённые в 1950-е годы и их отцы-солдаты». Автором раскрывается методология и структура исследования. Положительно оценён вклад, сделанный Боде в изучение ментальных и психоэмоциональных последствий Второй мировой войны и «вытеснения прошлого», которые ярко прослеживаются в судьбах послевоенных детей и продолжают оказывать влияние на общественно-политическую жизнь ФРГ вплоть до сегодняшнего дня. Критике подвергнут чрезмерный уход автора в сторону описания отдельных биографий в ущерб аналитической составляющей работы.

Ключевые слова: история, историография, воспитание, воспоминания, послевоенные дети, последствия Второй мировой войны, конфликт поколений, психологическая травма, преодоление прошлого, ФРГ.

Список литературы
1. Смирнов Д.А. Опыт демократического воспитания в странах Европы (на примере политического образования ФРГ). URL: http://rusgermhist.narod.ru/RusRaboti/RusSmirnov/Smirnovreportrus-2-01.htm (Дата обращения: 25.09.2016).
2. Alberti B. Seelische Trümmer. Geboren in den 50er- und 60er Jahren: die Nachkriegsgeneration im Schatten des Kriegstraumas. München, 2013. 207 S.
3. Bode S. Die vergessene Generation: die Kriegskinder brechen ihr Schweigen. Stuttgart, 2013. 303 S.
4. Bode S. Kriegsenkel: die Erben der vergessenen Generation. Stuttgart, 2013. 304 S.
5. Bode S. Nachkriegskinder: die 1950er Jahrgänge und ihre Soldatenväter / Schriftenreihe der Bundeszentrale für politische Bildung. Band 1552. Bonn, 2015. 302 S.
6. Deutschland in den 50er Jahren // Informationen zur politischen Bildung. Heft 256. Bonn, 2012. 58 S.
7. Frese M., Paulus J. Geschwindigkeiten und Faktoren des Wandels – die 1960er Jahre in der Bundesrepublik // Demokratisierung und gesellschaftlicher Aufbruch. Die sechziger Jahre als Wendezeit der Bundesrepublik. Paderborn, 2005. S.1-23.
8. Gagel W. Geschichte der politischen Bildung in der Bundesrepublik Deutschland 1945-1989/90. Wiesbaden, 2005. 344 S.
9. Hardach G. Die Wirtschaft der fünfziger Jahre: Restauration und Wirtschaftswunder // Die fünfziger Jahre. Beiträge zu Politik und Kultur / hrsg. von Dieter Bänsch. Tübingen, 1985. S.49-60.
10. Maase K. BRAVO Amerika. Erkundungen zur Jugendkultur der BRD in den 50er Jahren. Hamburg, 1992. 312 S.
11. Mitscherlich A., Mitscherlich M. Die Unfähigkeit zu trauern: Grundlagen kollektiven Verhaltens. München, 1967. 369 S.
12. Reichel P. Politische Kultur in der Bundesrepublik. Opladen, 1981. 288 S.
13. Schurian W. Jugendfeindlichkeit und die Angst vor der Unordnung // Psychologie und Gesellschaftskritik. № 8/1984. S.121-133. URL: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0168-ssoar-208517 (Zugriff: 25.09.2016).
14. Weizsäcker R. von. Drei Mal Stunde Null? 1949, 1969, 1989: Deutschlands europäische Zukunft. Berlin, 2001. 223 S.
15. Wolfrum E. Die 50er Jahre: Kalter Krieg und Wirtschaftswunder. Darmstadt, 2006. 144 S.