Каким видят мир в 2030 году эксперты разведывательного сообщества США

А.И. Никитин, Е.С. Воронин, Е.К. Зведре, В.Н. Земсков, М.А. Небольсина, А.П. Гржа, Д.Н. Новикова, О.Л. Сон
 

 

Вся статья: 

На рубеже 2012–2013 гг. Национальный разведывательный совет США (НРС) опубликовал пятый по счету прогностический доклад, посвященный тенденциям и возможным сценариям развития мира к 2030 г. под названием «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры». Мы считаем важным познакомить российского читателя с основными положениями этой разработки, поскольку она в наибольшей мере отражает «мэйнстрим», основное направление мышления экспертных сообществ, работающих на правительство США.

Прогностические доклады НРС США содержат анализ вероятных сценариев мирового развития на долгосрочную 15–20-летнюю перспективу. Эти документы выходят в свет уже в течение последних 15 лет в период между президентскими выборами и инаугурацией избранного президента и адресованы, в первую очередь, новому политическому руководству США. Они представляют собой плод коллективного труда аналитиков из 16 основных и ряда вспомогательных спецслужб, входящих в разведывательное сообщество США, и считаются наиболее полными и объективными из всех работ подобного рода. Качество подготовки и содержания докладов НРС обеспечивается также благодаря учету мнений ведущих зарубежных и американских политиков, экспертов и бизнесменов, обстоятельному обсуждению поставленных проблем в ходе многочисленных семинаров, конференций, опросов и т.п.

В то же время нельзя не отметить, что хроническим недостатком рассматриваемого доклада, как и других аналогичных документов американских госведомств (министерств обороны, энергетики, сельского хозяйства) является заданная интересами официального Вашингтона геополитическая ограниченность в восприятии мира и происходящих в нем событий, а также вероятных тенденций в его развитии. Кроме того, в докладе недостаточное место занимает анализ ряда ключевых направлений политического и экономического развития мирового сообщества, таких, как многомерная глобализация, изменение конфигурации многополярности, роль интенсивно развивающихся («восходящих») держав (emerging powers), долговременное влияние финансово-экономического кризиса на мировую систему. Соединение отдельных рассматриваемых параметров мирового развития в «логичные» сценарии производится весьма произвольно, без учета сложного взаимовлияния факторов. В результате авторы доклада представляют не столько аналитические сценарии, сколько «корзины- наборы» положительных и отрицательных с их точки зрения факторов и тенденций мирового и регионального развития.

И, тем не менее, ознакомление с восприятием американскими специалистами этих факторов и тенденций, с тем, как они формулируются, группируются и оцениваются, представляет несомненный практический интерес для действующих политиков, представителей деловых кругов, аналитического сообщества других стран. Чтобы самим видеть сквозь десятилетия, необходимо знать, как контуры грядущего видят другие культуры и страны.

«Тектонические сдвиги» в международных отношениях

Основная идея доклада НРС сводится к тезису о том, что система международных отношений в очередной раз вступает в период коренных изменений, подобных тем, которые произошли в мире в 1815, 1919, 1945 и 1989 гг. Новый облик мира 2030 г., контуры которого просматриваются уже сегодня, будут формировать четыре «мегатенденции», а именно:

(1) демографические сдвиги;

(2) падение роли «стареющих экономик»;

(3) рост урбанизации и увеличение численности среднего класса;

(4) растущий дефицит продовольствия, воды и энергии.

Данные «мегатенденции» будут развиваться и взаимодействовать с рядом факторов, определяющих «правила игры» (game changers), в число которых авторы включают также трансформацию роли США в мировых делах. В докладе утверждается, что через 15–20 лет крупнейшие государства, в том числе США, Китай и другие державы, утратят способность проецировать свое влияние в глобальном масштабе. Кроме того, снижение уровня бедности, рост «глобального среднего класса», доступности образования, достижения в области здравоохранения и развития технологий дадут небывалый рост индивидуальных возможностей человека. Это, в свою очередь, приведет к распределению (или рассредоточению) контроля над положением дел в мире между государственными механизмами, социальными сетями и негосударственными игроками (акторами).

Эволюция «мегатенденций» приведет к потере Западом роли лидера мирового развития, которую он выполнял на протяжении почти 400 лет. Страны Азии займут лидирующие позиции, прежде всего в экономике, и обойдут Америку и Европу вместе взятые по объемам ВВП, численности населения, объемам суммарных военных расходов и инвестиций в НИОКР. За несколько лет до 2030 г. Китай обгонит США и станет крупнейшей экономикой мира. Из этого следует вывод: Pax Americana, или эпоха монополистического господства США в мировой политике, начавшаяся с распадом СССР, уходит в прошлое. Отметим, что подобный вывод появляется в документе, подготовленном аналитиками разведывательного сообщества США впервые, да и то с оговоркой, что, дескать, возможность точного прогнозирования будущего не может быть стопроцентно корректной. Вместе с тем, даже такое развитие событий вовсе не приведет к полной потере ведущей роли США в мировых делах. Если исходить из доклада, то «многогранность потенциала» позволит Америке оставаться «первой среди равных», сохраняя за собой превосходство в десяти ключевых областях, прежде всего в военной, и способность эффективно использовать как «жесткую», так и «мягкую» силу.

В условиях лидерства Китая в мировой экономике США сохранят за собой передовые позиции в инновационных технологиях. В пользу такого предположения говорят следующие факты: ежегодно около трети всех запатентованных в мире изобретений создаются в США, при том, что их население составляет чуть более 5% от населения земного шара; в США находятся более 40% лучших университетов мира, в которых работает большинство Нобелевских лауреатов в области естественных наук. Принципиально важно, что, став мировым лидером по добыче сланцевого газа и существенно нарастив добычу нефти, США постепенно добьются полной энергонезависимости. Это, в свою очередь, позволит выровнять торговый баланс и обеспечит более устойчивый рост национальной экономики.

Основываясь на итогах обсуждения ключевых положений доклада с представителями зарубежных политических, деловых и экспертных сообществ, авторы приходят к выводу, что ни одна из так называемых интенсивно развивающихся держав (emerging powers) не вынашивает планов ревизии системы международных отношений так, как это пытались сделать в свое время Германия, Япония или Советский Союз. Сегодня трудно предсказать, какими будут отношения развивающихся держав с США, однако ясно, что в их интересах согласиться на роль Америки в качестве мирового лидера, доминирующий потенциал которого существенно снизится, нежели оказаться в мире, в котором не будет силы, способной взять на себя поддержание общего миропорядка.

США в долгосрочной (на 15–20 лет) перспективе, как утверждается, останутся единственной реальной силой, способной создавать коалиции из государств и негосударственных игроков и противостоять грядущим вызовам и угрозам. Вместе с тем НРС предупреждает, что нарастание таких угроз и вызовов чревато перенапряжением ресурсов государства. Вопрос же о том, как может сказаться уход США с мировой арены, отнесен к числу так называемых «черных лебедей» – гипотетических сценариев с далеко идущими, как правило негативными, последствиями. На него дается однозначный ответ: такой сценарий чреват наступлением длительного периода «глобальной анархии», так как ни одно государство-лидер, какими бы ни были его возможности или же «стабильная международная система», не в состоянии адекватно заменить США в качестве «политического лидера» и «гаранта между­народной безопасности».

Авторы доклада считают, что Америке не стоит обращать слишком много внимания на постоянное недовольство партнеров по поводу заносчивости США в мировых делах или же  применяемых ими двойных стандартов. При любом раскладе сил у США всегда будет больше союзников, чем противников. Вместе с тем, гласит доклад, Америке следует и дальше совершенствовать искусство создания альянсов и поддержания баланса сил. США необходимо помнить, что военная сила не всегда является лучшим аргументом при отражении новых угроз и вызовов транснационального характера, затрагивающих безопасность многих миллионов людей не меньше, чем прямые военные угрозы. Лидерство, по мнению аналитиков НРС, означает способность к сотрудничеству и взаимодействию с различными игроками, вовлечение всех заинтересованных сторон в решение общих проблем.

В докладе подчеркивается, что возможность успешного решения глобальных проблем, таких, как изменение климата, сокращение мировых ресурсов, кибербезопасность, формирование устойчивых международных институтов, использование атомной энергии и космического пространства, создание глобальной финансовой системы, напрямую будет зависеть от состояния американо-китайских отношений. Поэтому обязательным условием наиболее оптимистичного развития событий авторы считают позитивный фон взаимоотношений США и КНР. Очевидно, обеим странам потребуется приложить определенные усилия, чтобы избежать сползания к традиционному сценарию, по которому растущая, набирающая силу держава рассматривается существующим лидером как стратегическая угроза сложившемуся статус кво.