Современный учебник дипломатических переговоров

Мунтян Михаил Алексеевич – д.и.н., профессор, шеф-редактор журнала «Вестник МГИМО-Университета». E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

Подобно мольеровскому герою господину Журдену, который пришел в восторг, узнав, что всю свою жизнь говорил прозой, люди ведут переговоры даже тогда, когда и не представляют себе, что они это делают. Если исходить из отечественного и зарубежного опыта, то приходится констатировать, что большинство людей — плохие переговорщики: они слишком нетерпимы, эгоистичны, торопливы, не умеют слушать друг друга, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения. В масштабах наций и государств эти качества обретают зловещие размеры и становятся источниками конфликтов, войн, напряженности.

К тому же следует признать: возможности переговоров имеют свои лимиты, и вряд ли был прав фран- цузский министр иностранных дел А. Бриан, когда заявлял, что договориться можно обо всем на свете. Вместе с тем в усложняющейся постиндустриальной жизни человечества конфликты продолжают оставаться более естественными, чем их отсутствие, и они предстают, образно говоря, постоянно развивающейся жизненной сферой.

Представляется весьма логичным и ценным, что Юрий Владимирович Дубинин, которого Русская православная церковь назвала «легендарным дипломатом», а отечественные и зарубежные эксперты–международники признали одним из самых выдающихся, талантливых и удачливых переговорщиков современности, работает над созданием учебников, которые, по сути, становятся «золотыми ключами», открывающими тайны преуспевания в службе, «исполнять которую было бы труднее, чем ведение переговоров; здесь требуются проницательность, ловкость, гибкость, обширные знания и в особенности точная и острая интуиция», – писал Ф. де Кальер.

В определении переговоров как науки и искусства Ю.В. Дубинин следует муд- рому постулату великого Гете: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Не умаляя значения науки, автор, тем не менее, счи- тает, что искусство овладения переговорными стратегиями приходит только в результате многообразной и продолжительной практики. В дипломатических переговорах, как считает автор, сливаются такие противоположные начала, как пламя борьбы и лед холодного расчета, свобода творчества и жесткий реализм необходимости, прозрачный рационализм аналитики и мистическая иррациональность интуиции, что делает их необыкновенно увлекательной сферой человеческой практики.