Япония между Западом и Востоком

Лунев Сергей Иванович – д.и.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России. E-mail: silounev@gmail.com

 

Вся статья: 

Рецензируемое учебное пособие призвано заполнить собой пробел, связанный с отсутствием учебно-методической литературы по вопросам развития послевоенной политической системы Японии. Огромный интерес к восточноазиатской державе вызывает особый спрос на подобное издание, а бурно развивающееся японоведческое направление в современном отечественном востоковедении дает возможность ответить на многие животрепещущие вопросы.

В последнее время чрезвычайно важными стали вопросы о сущности политических процессов и характере демократизации, о соотношении западной цивилизационной модели и незападных цивилизационных комплексах, модернизации и вестернизации. Долгое время западная политическая мысль в целом отказывалась воспринимать специфику Востока и пыталась объяснить настоящее и будущее мироздания как прогрессирующую унификацию экономических и политических изменений в направлении заранее заданной западноцентристской «идеальной модели».

Однако конкретная реальность демонстрировала невозможность построить в афро-азиатском мире модель, соответствовавшую западному прообразу. Постепенно в западном политологическом сообществе стали появляться специалисты, предостерегавшие от применения чисто западной методологии для анализа восточных обществ. Один из ведущих американских специалистов –Л. Пай даже сформулировал 17 специфических закономерностей «незападного» политиче- ского процесса.

Среди них, например, отсутствие строгого разделения между политической сферой, с одной стороны, и общественными и личными взаимоотношениями – с другой; политические организации – скорее носители определенного мировоззрения, а не выразители политических взглядов; значительное количество различных клик и кланов; гораздо меньшая по сравнению с Западом приверженность политических лидеров какой-либо стратегии; частое инициирование оппозицией революционного движения; слабая или вообще отсутствующая интегрированность участников политического процесса; постоянное появление новых лидеров; существенные различия в политических взглядах различных поколений; частое изменение отношения к легитимности тех или иных политических действий; слабое влияние политических дискуссий на процесс принятия решений; малое количество организованных групп интересов; доминирование лидеров харизматического типа; отсутствие стремления у политических лидеров к четкому высказыванию своих взглядов на внутриполитические процессы (в отличие от международных проблем); излишняя эмоциональность лиц, принимающих решения. В современном мире зона Востока отличается очень большой гетерогенностью.

Отдельное место занимает, естественно, Япония, которую иссле- дователи, как правило, относят к Западу. Однако даже в наиболее развитой азиатской стране трудно не заметить колоссальные отличия ее модели от западной в плане организации и политической, и экономической, и социальной жизни. Неслучайно, американский профессор К. ван Вулферен заявил на конференции в Токио: «Мы не можем обнаружить гражданского общества в Японии… японское население не оказывает никакого воздействия на политические процессы… это – не настоящая демократия… у них нет свободного рынка».

Бесспорно, подобное высказывание также является очевидным преувеличением, что наглядно доказывает рецензируемая работа. Политическая культура Японии показана в диалектическом единстве, проявляемом в приверженности многовековым традициям и высокой степени адаптивности, способности к самотрансформации в соответствии с меняющимися реалиями современного мира. Неслучайно авторы пособия делают упор на способности японцев к одновременной эволюции в двух направлениях: дрейф в сторону западных моделей поведения и подтверждение верности ключевым ценностям восточной цивилизации.

В пособии акцентируется внимание на том, что ценностная ориентация политической культуры носит скорее традиционалистский характер, что особенно проявляется на глубинном, цивилизационном уровне. Однако подобные цивилизационные особенности в организации производства и управлении обществом, а также в структурировании последнего все нагляднее показывают, что Япония в целом все-таки относится к той части человечества, которую принято относить к категории «не-Запада».

Примечания
1. Пай Л. Незападный политический процесс // Политическая наука. 2003. No 2. С. 66-86.
2. The Vitality of Japan. Sources of National Strength and Weakness / Ed. by Clesse A., Inoguchi T., Keehn E. B. and Stockwin J. A. A. - London – New
York: Macmillan Press LTD, St.Martin’s Press, Inc., 1997. P. 406.
3. Koh T. The 10 Values Which Undergird East Asian Strength and Success // The International Herald Tribune. 11–12 December.
4. Chan Heng Chee. Democracy: Evolution and Implementation: An Asian Perspective // Bartley R., Chee Ch.H., Huntington S.P. and Ogata Sh.
(ed.) Democracy and Capitalism: Asian and American Perspectives. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, pp. 21-24.
5. Fukuyama Fr. The Primacy of Culture // Journal of Democracy. Vol. 6, N. 1, pp. 7-14.