Аномия в сложном обществе

Мещерякова Наталия Николаевнадоцент кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета, докторант кафедры социологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: Natalia.tib@mail.ru

Вся статья: 

В статье рассматривается вопрос, какие изменения должны быть внесены в сформулированную Э. Дюркгеймом теорию социальной аномии и развитую Р. Мертоном, в связи с тем что современное общество вступило на качественно новую ступень своего развития, характеризуемую понятием «сложное общество». Аномия в простом традиционном и индустриальном обществе может быть определена как структурная. В самой социальной системе обнаруживаются факторы, структурирующие условия, в которых девиантное поведение становится «нормальным» ответом на социальную ситуацию. Аномия современного сложного общества может быть определена как рефлексивная. Многообразие ценностно-нормативных систем в нём приводит к тому, что нормы превратились в акт выбора, центр принятия решений сместился на уровень микромира, они стали столь же мало предсказуемыми, как и вся общественная жизнь в целом.

Люди не желают понимать, в каком состоянии может оказаться мир в случае полного разрушения идеи солидарного существования, понимать необходимость принятия ради неё определённых ограничений. Наряду с этим проявлением социальной слепоты мы наблюдаем крайне слабо выраженное в сознании представление об ответственном существовании. Это в ситуации «постмодернистского произвола», когда на смену поведению ритуалистически-нормативному должно идти ценностно-нормативное поведение, внешний социальный контроль всё более уступать пространство внутреннему социальному контролю. И всё же минимальный моральный консенсус и возможен, и жизненно необходим.

Ключевые слова: простое общество, сложное общество, социальная деструктивность, структурная аномия, рефлексивная аномия, идея солидарного существования, ответственное существование, ценностно-нормативное поведение, моральный консенсус.

Список литературы:
1. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994. 399 с.
3. Кравченко С.А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности. М.: МГИМО-Университет, 2012. 306 с.
4. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Издательство «Прогресс», 1966. С. 299-313.
5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сарт Ж.П. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
6. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
7. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем, 1999. 480 с.
8. Homann K., Gereke U., Ethik der Globalisierung: Zur Rolle der multinationalen Unternehmen in der Etablierung moralischer Standarts / Homann K., Gereke U. Munchen, 1999. Perspektiven der internationalen Wirtschaft, pp. 429-457.
9. Urry J. Global Complexity. Cambridge: Polity Press, 2003. 172 p.