Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии России

Белостоцкий Алексей Александрович – к.э.н., доцент кафедры социального страхования, экономики и финансового права Курского института социального образования (филиал) ФБГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». E-mail: alybel@rambler.ru

 

Вся статья: 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социальное-экономическое регулирование, является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций. Государственный бюджет играет определяющую роль в реализации проводимой Правительством РФ экономической политики и способствует эффективному решению социально-экономических задач. В статье 7 Конституции РФ отмечено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Для разработки социальных параметров на перспективу используются варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которые определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

– развитием и реализацией сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
– интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
– модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
– развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
– укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
– интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
– интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – консервативного (энергосырьевого) и инновационного развития.

Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 – 2022 гг., что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Ключевые слова: Государственный бюджет, долгосрочная перспектива, социально- экономическое развитие, приоритеты бюджетной политики.

Примечания
1. Министерство финансов Российской Федерации: http//www1.minfin.ru/index.html
2. Конституция Российской Федерации. Официальный текст от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008
No 6-ФКЗ, от 30.12.2008 No 7-ФКЗ). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2030 года. Министерство экономического развития РФ: http//
www.economy.gov.ru
4. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
5. Официальная Курская область. Сервер органов власти Курской области: http//rkursk.ru/
6. Закон Курской области от 28 февраля 2011 г. No 15-ЗКО «О программе социально-экономического развития Курской области
на 2011 – 2015 годы».
7. Паспорт региона Курская область. Приложение No3 к Договору No 51-09/2008 от «05» сентября 2008 г.
8. Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года. Министерство финансов Российской Федерации: http//www1.minfin.ru/
9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной
политике на 2013–2015 годы».