Анализ структуры государственного долга стран Латинской Америки

Ахмед Абу Бакр Ф.А. – аспирант кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: fuserrr@yahoo.es

 

Последние пять лет, предшествующие глобальному финансово-экономическому кризису 2008 – 2009 гг., объем государственного долга стран Латинской Америки по отношению к ВВП стран постоянно снижался.Согласно последним имеющимся данным, доля объема государственного долга семи крупнейших стран Латинской Америки (ЛАК-7)  от ВВП стран упала с 63% в 2002 г. до 36% в 2008 г., что является самым низким показателем с конца 1990-х гг., когда азиатский и российский финансовые кризисы привели к экономической нестабильности во всех развивающихся странах.

Кризис 2008 г. также привел к изменению динамики внешнего долга. В 2009 г. средний уровень государственного долга в регионе вырос до 39%, то естьдостиг показателя кризисного периода 1998 г. (рис. 1).
Несмотря на увеличение доли государственного долга в течение 2009 г., структура государственного долга изменилась с увеличением внутреннего долга. С конца 1990-х гг. наблюдалось постоянное увеличение внутреннего долга по сравнению с внешним.

В свою очередь, изменение доли внутреннего долга повлияло на валютную структуру долга. В отличие от внешнего долга, который преимущественно выражен в иностранной валюте, внутренний долг включает большую долю, выраженную в национальной валюте. Как показано на рис. 3,  доля государственного долга, выраженного в иностранной валюте, постоянно сокращалась – с 64% в 1997 г. до 37% в 2009 г. Более того, показатель 2009 г. не изменился по сравнению с 2008 г.  Это значит, что даже дешевое финансирование в долларах США, доступное благодаря вливанию ликвидности в рамках программы количественного смягчения (так называемое QE – quantitative easing) ФРС 2009–2010 гг., не стало стимулом для увеличения займов в иностранной валюте. Неизменившаяся структура государственного долга также позволяет заключить, что увеличившиеся потребности в финансировании в течение 2009 г.  удовлетворялись за счет внутренних займов на национальном рынке.

Последствия изменения структуры  государственного долга

Многие специалисты отмечают, что структура государственного долга стала более устойчивой благодаря меньшей зависимости от иностранного финансирования. Большая часть государственного долга стран ЛАК-7 выражена в национальной валюте в противоположность старой политике, опиравшейся по большей части на внешние заимствования. Рассматривая данный процесс сквозь призму кризиса 1998 г., эти изменения способствовали консолидации и большей защищенности стран региона от негативных эффектов финансовой глобализации.

Когда доля валютной части долга сокращается, риск воздействия внешнего шока резкого ограничения доступа на мировой рынок заемного капитала в сочетании с обесценением национальной валюты становится менее вероятным.
Однако с учетом процесса финансовой глобализации экономический рост региона сталкивается с рядом проблем, связанных со структурой внешнего долга. Текущая структура государственного долга является результатом политики, основанной на двух экзогенных факторах:
1) благоприятная внешняя экономическая конъюнктура в 2003–2007 гг.;
2) отражение финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. в регионе.
Оздоровление экономики стран Латинской Америки во многом финансировалось за счет благоприятного воздействия внешней среды во время подъема мировой экономики в 2002–2007 гг.:  когда ожидается, что процентные ставки по облигациям будут падать, странам гораздо легче эмитировать долгосрочные долговые инструменты и выпускать обязательства в национальной валюте, когда ожидается, что ее курс будет расти. Переход к более устойчивой структуре государственного долга совпал с периодом самых низких процентных ставок в истории и избыточным предложением мировой ликвидности. Мировые инвесторы стремились к относительно более высокому уровню процентных ставок, а долговые инструменты развивающихся стран как раз предоставляли более выгодные инвестиционные возможности. Тем не менее, если ожидания инвесторов относительно направления движения процентных ставок и курса валют изменится, то структура государственного долга стран может резко измениться в сторону более рискового портфеля.

Ключевые слова: Государственный долг, внешняя задолженность, мировой кредитный рынок.

Примечания
1. ЛАК-7 состоит из семи крупнейших стран региона: Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Мексики, Перу и Венесуэлы, - на которые приходится 90% ВВП Латинской Америки.
2. Внутренний долг – это обязательства, выпущенные в рамках национального законодательства и находящиеся под юрисдикцией национальных судебных органов. Внешний долг – это обязательства, выпущенные на территории другой страны и регулируемые законодательством и судебными органами других стран. Последнее время граница между внутренним и внешним долгом стирается в связи с тем, что государственные облигации могут приобретаться как иностранными, так и национальными инвесторами.
3. Eduardo A. Cavallo “Debt Management in Latin America. How safe is the new debt composition?”, Policy Brief, February 2010.
4. Inter-American Development Bank (2009a), “Dealing with an International Credit Crunch: Policy Responses to Sudden Stops in Latin
America,” Eduardo Cavallo and Alejandro Izquierdo.
5. Быстрое ухудшение структуры долга из-за сокращения доступа к мировому рынку долговых обязательств наблюдалось в
Мексике 1994 г. (Tequila effect) и Бразилии 1998 г. All that Glitters May Not be Gold. Washington, DC, United States: IDB, стр. 16.
6. Inter-American Development Bank (IDB). 2007. Living With Debt: How to Limit the Risks of Sovereign Finance. Economic and Social
Progress in Latin America Report. Washington, DC, United States: IDB, р. 65.
7. Inter-American Development Bank (IDB). 2007. Living With Debt: How to Limit the Risks of Sovereign Finance. Economic and Social
Progress in Latin America Report. Washington, DC, United States: IDB, р. 72.
8. Reinhart, C., and K. Rogoff. 2008. “The Forgotten History of Domestic Debt.” NBER Working Paper 13946. Cambridge, United States:
National Bureau of Economic Research, р. 56.