Тактика масштабирования КИС «Университет»

КИС в названии статьи - это комплекс информационных систем (до корпоративной ИС ей еще расти и расти, но тренд правильный).

Далее речь пойдет о проектах описанных здесь, здесь и здесь.


Факты

1. Пилотный проект объединения нескольких разнородных ИС в единый комплекс, покрывающий собой большую часть критически важных функций университета, успешно функционирует более двух лет на факультете довузовской подготовки. Общая архитектура и все компоненты спроектированы в расчете на масштаб всего университета.

2. Главным инициатором, организатором и постановщиком задач всего пилотного проекта является декан ФДП.

3. Сложился устойчивый коллектив разработчиков.

Цель

Масштабирование КИС на весь университет.

Риски

1. Сопротивление преподавательского состава (их трудозатраты на начальном этапе объективно увеличатся).

2. Незаинтересованность руководителей высшего и среднего звена (нежелание тратить свое время на продвижение данного проекта).

3. Отсутствие адекватного задаче финансирования.

Варианты внедрения полномасштабной КИС

1. Приглашение крупного вендора / интегратора / франчайзи.

2. Аутсорсинг / аутстаффинг

3. Разработка собственными силами или в кооперации с другими университетами.

Тактика внедрения

Зависит от выбранного варианта.

Вариант 1.

- Крупные единовременные и последующие затраты.
- Перестройка своих процессов под стандарты вендора.
- Пожизненная зависимость от политики вендора.

+ Надежная, хорошо обкатанная технология.
+ Квалифицированная техподдержка.
+ Престиж (лучшее для лучших).

Вариант 2.

- Нет постоянной команды работающей над проектом (аутсорсер тасует своих специалистов).
- Возможность исчезновения аутсорсера.
- Пожизненная зависимость от политики аутсорсера.

+ Нет необходимости содержать собственную высококвалифицированную команду разработчиков.
+ Сравнительно недорогая техподдержка.
+ Прямые затраты ниже, чем в Варианте 1.

Вариант 3.

- Необходимость содержать собственную высококвалифицированную команду разработчиков.
- Риск потери ключевых специалистов (они не связаны договором, как юрлицо).
- Все грабли уникального проекта.

+ Гибкость при разработке проекта. Возможность многоэтапности и многовариантности внедрения.
+ Максимальный учет особенностей процессов существующих в университете.
+ Затраты ниже чем при других вариантах (мы не оплачиваем накладные расходы организации-поставщика и дивиденды ее акционеров).

На многоэтапности и многовариантности внедрения следует остановиться подробнее.

После внедрения на одном факультете, возможно внедрение последовательно или паралельно на нескольких кафедрах и факультетах, чье руководство  сумеет осознать выгоды от этого. Кандидаты: ММиИТ, Военная кафедра, МБДА. На следующих этапах возможно подключение некоторых гуманитарных, в том числе языковых кафедр, и так далее.

Такая тактика дает возможность в некоторой степени нивелировать выше перечисленные риски: можно внедрять КИС вначале только в тех подразделениях, руководители и коллективы которых, сами этого захотят (более других к этому готовы).

Финансирование можно варьировать в соответствии с текущими возможностями.

Единственное, что невозможно ничем компенсировать - это равнодушие топ менеджмента.

Наилучшим является вариант совместной разработки КИС «Университет» силами нескольких университетов. Однако это потребует согласованных усилий ректоров и четкой координации работ (дополнительных затрат на менеджмент проекта). Зато прирост качества конечного продукта и общая экономия будут очень весомыми.

Вот так выглядел рынок информационных систем для образования в 90-е годы:

  • Выступы - прибыль,
  • Углубления - убытки;
  • Размер - собственно размер объекта (площадь = доле рынка)
  • Синий цвет - университеты;
  • Красный цвет - вендоры, поставщики программных решений для образования;
  • Зеленый цвет - OpenSource-решения, свободные программные средства и компоненты.

Очевиден доисторический хаос.

 

Вот так он выглядит сейчас в России:

Вендоры и интеграторы разных мастей активно сосут соки из университетов. Использование свободного софта фрагментарно, Кооперации университетов нет. Качество решений низкое - видны зияющие лакуны - разрывы между потребностями университетов и предоставленными программными решениями. Пазл не складывается.

 

Вот так он выглядит сейчас на Западе и Востоке:

Университеты, активно кооперируются, решая проблемы друг друга, активнейшим образом используется свободный софт, вендоры присутствуют, но их влияние минимально (некоторые и вовсе ушли с рынка), лакуны заполнены собственными совместными разработками университетов (желтый цвет). 

Пазл полностью не сложен (почему это невозможно я уже объяснял здесь), но картина существенно ближе к идеалу.

 

Здесь на рисунках не показано участие государства. В Европе и Китае оно существенно - у нас оно присутствует в гомеопатических дозах - поэтому им можно пренебречь.

Все картинки с исходниками здесь.

 

Ресурсы

Кадры

1. Главный ресурс - это люди, поэтому прежде всего необходимо изменить ситуацию описанную здесь. Необходимо осознать, что подбор и удержание высококвалифицированных кадров, также как ротация, очистка от пустой породы - процесс перманентный. Кажется, что кадровый вопрос понятен, очевиден и потому прост - это не так. Здесь психология, климат, интерес важны - одними деньгами ничего не решишь (но и без них нельзя).

2. Необходимо продумать и не формально, а с головой использовать комплекс мотивирующих мер (кнут и пряник) для тех кто руками будет пользовать информационные системы входящие в КИС.

3. Постоянно должен действовать механизм повышения квалификации. Все необходимые знания должны быть доступны (база знаний), а приобретение навыков безболезненны (тренажеры).

Железо

С момента последней серьезной модернизации IT-инфраструктуры прошло 10 лет - пора планировать следующую волну. Однако если ситуация с деньгами будет напряженная - лет пять она еще продержится. Потребуется только усиление серверного парка и небольшая модернизация сети. Вопрос железа действительно понятен и очевиден - просто нужно влить такое-то количество денег, чтобы однозначно получить такой-то результат.

Программы

Наиболее сложный для понимания неспециалистами пласт вопросов. Сколько, каких и почему именно в таком порядке необходимо и достаточно программных средств:
  ⇒ для поддержания нынешнего статуса университета;
  ⇒ для его постепенного развития;
  ⇒ для серьезного рывка в мировые лидеры.

Здесь нет однозначных ответов (серебряной пули). Возможны и неизбежны обсуждения и споры, однако после принятия решения руководитель процесса должен железной рукой добиваться выполнения решения, иначе ничего внедрить не получится.

Финансы

Для поддержания нынешнего статуса и неспешного прогресса во внедрении КИС, по самым скромным прикидкам, необходимо по миллиону рублей в год на каждое из направлений кадры/железо/софт.

Другие варианты требуют для оценки специальной проработки.

 

Комментарии

Вопросы: "А зачем? Что даст это внедрение? Какую принесет пользу? Сколько сэкономит или принесет денег?" всегда возникают и всегда разработчику на них ответить трудно, потому что это не его дело.

Заказчик САМ должен для себя решить, что ЭТО ему нужно.

Не обязательно расписывать по пунктам причины, следствия, задачи и цели. Достаточно просто уверенности - время пришло!.
Возможно у конкурентов такое уже есть, возможно наоборот я хочу быть первым среди них - мотивация неважна - необходимо твердо принятое решение. Точка.
Уговаривать его не дело программистов.

Вот пара ссылок на данную тему (30 сек. гугления): 
http://hr-portal.ru/article/osobennosti-vnedreniya-kis 
http://www.cfin.ru/forum/printthread.php?t=41051&pp=50

Первая - аналитическая статья. Анализируется статистика внедрений КИС: проценты успешных/неуспешных внедрений, причины того и другого и пр.

Вторая - дискуссия на форуме (средней степени интеллектуальности). Очень интересно послушать коллег, которые уже набили себе шишек с внедрениями и мыслят хоть и узко, но предельно конкретно.

Я на вопросы поставленные в начале, отвечал всегда приблизительно так:

Первые паровозы, пароходы, автомобили не показывали явных, существенных, очевидных для всех, преимуществ перед лошадью и ветром. Это теперь, задним числом мы можем посчитать удельную энерговооруженность, производительность труда, КПД и стоимость тонно-километра.

Сегодня, как и 25 лет назад, все еще приходится доказывать, что высокая концентрация и плотность информационного потока, грамотно организованного внутри субъекта и умение лучше (не хуже) других использовать внешние информационные потоки, дает этому субъекту (кем бы он ни был: биологической, хозяйственной, образовательной или военной единицей) неоспоримые конкурентные преимущества и повышает шансы на выживание.

Все остальное - детали.

Детали - вещь, конечно,  очень важная, в них как известно заключается многое. Но не все.

Вот одна такая деталь: большая часть ВУЗ`ов страны и 100% лидеров образования имеют внедренные системы сравнимой функциональности - у нас нет почти ничего - отдельные зачатки. Эмбрионам для развития нужна комфортная среда - у нас она крайне агрессивная.