Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ВОСПРИЯТИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ КОНЦЕПТОВ РЕЧЕВЫХ АКТОВ В УСЛОВИЯХ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-5-32-261-269

Полный текст:

Аннотация

Вопросы концептуализации понятий являются ключевыми в распознавании смыслов, формирующихся в процессе коммуникации. Все уровни языковой системы участвуют в концептуализации окружающего нас мира. В сознании людей имеются концепты, репрезентируемые лексически, морфологически и синтаксически. Совершенно не исследованной остается роль просодии в формировании концептов. Задачей статьи является обоснование процесса концептуализации иллокутивных актов на основании восприятия просодической структуры устного высказывания в речевой интеракции. В современной лингвистике имеются разные подходы к определению понятия «концепт». В данной статье кратко анализируются отдельные дефиниции, характерные для отечественного языкознания. Понятие «концепт», лежащее в основе настоящего исследования, представляет собой ментальный образ действительности окружающего нас мира, который хранится в сознании человека и возникает при устном или визуальном восприятии языкового знака. Речевой акт следует рассматривать как концепт речевого действия / поведения в конкретной ситуации. Формируется он как на уровне лексики, так и с участием просодических компонентов речи. Особенно роль просодии возрастает в случае использования в коммуникативном общении однонаправленных иллокутивов с одинаковым лексическим составом, но с разными просодическими структурами. В качестве факторов, определяющих формирование концептов речевых актов, выступают уровневые стратификации тона и громкости, темпоральная компрессия или растяжение отдельных зон высказывания, ритм и характер слоговой выделенности. Данные явления имеют национально обусловленную специфику и могут влиять на протекание межкультурной коммуникации.

Об авторе

Е. И. Григорьев
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Д.филол.н., профессор кафедры немецкого языка


Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 382 с.

2. Базылев В.Н. Сублогический анализ языка: перспективы исследовательской парадигмы // Текст, дис-

3. курс, когниция: коллективная монография. Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. C.76–104.

4. Бурвикова Н.Д., Костомаров В.Г. Вот лучшее ученье! М.: Златоуст, 2010. 64 с.

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция

6. речеповеденческих тактик. М.: Ин-т русс.яз. им. А.С.Пушкина, 1999. 84 с.

7. Воркачев С.Г. Наполнение концептосферы // Лингвокультурный концепт: типология и области быто-

8. вания: монография. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2007. С.8–93.

9. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М.: 1997. 43 c.

10. Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005. С. 234–244.

11. Карасик В.И. Языковая матрица культуры. М.,: ГНОЗИС, 2013. 319 с.

12. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003. 64 c.

13. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики

14. // В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. М.: изд-во «Знак», 2012. C.13–35.

15. Попова 3. Д. Семантическое пространство языка как категория когнитивной лингвистики // Вестник

16. ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. 1996. №2. С. 64–68.

17. Степанов Ю.С. Понятие «Концепт», «Антиконцепт». Векторные явления в семантике // Концептуаль-

18. ный анализ языка: современные направления исследования: сб.науч.трудов. М. – Калуга: Эйдос, 2007.

19. С. 19–26.

20. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когни-

21. тивной лингвистики. 2004. № 1. С. 65–69.

22. Jackendoff R. Languages of the Mind. Essays on Mental Representation / Jackendoff R. – Cambridge,

23. Massachusetts, London, England: The MIT Press, 1996. 200 p.

24. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. СЛЯ. 1993. №1. С. 3–9.

25. Гумбольдт. В. фон . Избранные труды по языкознанию / В.фон Гумбольдт. 2-е изд. М.: Прогресс, 2000.

26. с.

27. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Бенвенист Э. М.:Прогресс, 1974. 447с.

28. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике /Потебня. М., 1958. 536 с.

29. Мещанинов И.И. Соотношение логических и грамматических категорий // Язык и мышление. М., 1967.

30. C.7–16.

31. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Сепир Э. М.: Прогресс,1993. 655 с.

32. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Серебренников Б.А.

33. М. :Наука, 1988. С.242.

34. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Щерба Л.В. Л.: Наука, 1974. 428 с.

35. Есперсен О. Философия грамматики / Есперсен О. 2-е изд. М.: Едиториал; УРСС, 2002. 408 с.

36. Беседина Н.А. Морфологически передаваемые концепты: Монография. М.;Тамбов;Белгород, 2006. 212 с.

37. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. М.: Языки славянской куль-

38. туры, 2001. 864 c.

39. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.:Академия, 2001. 320 с.

40. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Восток–Запад, 2007. 320 с.

41. Бабина Л.В. Когнитивные основы вторичных явлений в языке и речи: Монография. Москва–Тамбов:

42. изд-во ТГУ им Г.Р.Державина, 2003. 264 с.

43. Магировская О.В. Репрезентация субъекта познания в языке. Монография. М.: Тамбов, 2008. 222 с.

44. Фурс Л. А. Синтаксически репрезентируемые концепты: Монография. Тамбов: изд-во ТГУ им.

45. Г.Р. Державина, 2004. 166 с.

46. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики// Известия АН, СЛЯ, 1997. т.

47. , №1. C. 11–21.

48. Психология. Словарь. М., 1990. 495 с.

49. Павиленис Р.И. Проблемы смысла : современный логико-философский анализ языка / Павиленис Р.И.

50. М.: Мысль, 1983. 286 с.

51. Bierwisch M. Formal and lexical semantics // Proc. of the XIII – th International Congress of Linguistics,

52. Tokyo, 1982. Tokyo, 1983. pp. 122–131.

53. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Апресян Ю.Д. Во-

54. просы языкознания. 1995. № 1. C. 37–67.

55. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.:

56. изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. 90 c.

57. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: изд-во Тамб.

58. университета, 2001. 123 с.

59. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

60. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.

61. Леонтьев А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы

62. психологии. 1974. №5.

63. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания // Язык и интеллект. М.: издат. группа

64. «Прогресс», 1996. С. 185–229.

65. Фрумкина Р.М. Проблема «язык и «мышление»в свете ценностных ориентаций // Язык и когнитивная

66. деятельность. М., 1989. С. 59–71.

67. Бруннер Д. Психология познания. М., 1977. C.23.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев Е.И. ВОСПРИЯТИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ КОНЦЕПТОВ РЕЧЕВЫХ АКТОВ В УСЛОВИЯХ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(5(32)):261-269. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-5-32-261-269

For citation:


Grigoriev E.I. PERCEPTION AND RECOGNITION OF CONCEPTS OF SPEECH ACTS IN VOCAL COMMUNICATION. MGIMO Review of International Relations. 2013;(5(32)):261-269. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-5-32-261-269

Просмотров: 460


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)