Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
Принято в печать

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 

1-24 223
Аннотация

В исследовательской литературе наблюдается серьёзный скепсис относится роли военного сдерживания в противодействии невоенным и непрямым формам давления. Парадокс стабильности-нестабильности предполагает, что возрастание разрушительной мощи вооруженных сил (особенно с появлением ядерного оружия) снижает их полезность для предотвращения ограниченных войн, опосредованных конфликтов или экономических санкций. Растущие опасения относительно рисков иностранного вмешательства во внутреннюю политику в значительной степени опираются на ту же логику – они позиционируют такого рода операции как замену военного противоборства. В настоящей статье делается попытка углубить понимание связи между военно-политическим сдерживанием и иностранным вмешательством во внутренние дела на основе изучения опыта начала Холодной войны с 1948 года по середину 1950-х годов. Проведённый анализ свидетельствует, что опасения относительно советского военного потенциала оказали сдерживающее воздействие на политику США. Соединённые Штаты демонстрировали большую осторожность при проведении подрывных операций против СССР по сравнению с их кампаниями, направленными против более слабых в военном плане государств. Этот исторический опыт показывает, что военно-политическое сдерживание более успешно в ограничении вмешательства, чем других видов давления. В отличие от иных способов принуждения вмешательство порождает экзистенциальную опасность для политических лидеров государства-объекта, провоцируя исключительно жёсткий ответ с их стороны. В этой связи подрывные действия создают значительные риски эскалации, когда они предпринимаются против великой державы. Вмешательство обостряет противостояние даже между государства, которые заранее уверены во враждебности друг друга. Хотя военный потенциал не предоставляет непосредственной защиты от подрывных действий, он существенно демотивирует потенциальных инициаторов вмешательства. Полученные выводы не связаны с конкретными формами вмешательства. Они указывают, что увязывание сдерживания в различных областях соперничества может быть более успешным, чем предполагает парадокс стабильности-нестабильности.

1-21 212
Аннотация

Фрагментация Интернета, пришедшая на смену информационной глобализации, становится новой реальностью. Цифровые технологии и Интернет становятся полем новых геополитических противоречий и борьбы за лидерство между великими державами. Кибер-дипломатия, которая включает в себя спектр вопросов использования ИКТ для достижения внешнеполитических целей государства, а также новые проблемные и предметные области международных отношений, возникающие в связи с цифровизацией, является важнейшим инструментом межгосударственной конкуренции и конфликтов, а также средством ведения информационных войн.

На международном уровне отсутствуют международно-признанные нормы, регламентирующие развитие и использование цифровых инструментов в рамках внешней политики, межгосударственной конкуренции или противоборства. Становятся особенно важной выработка правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.

Методологически статья построена на теории жизненного цикла норм. Согласно данному подходу нормы представляют собой социальные стандарты, регулирующие поведение государств в определенной области международных отношений. Была исследована эволюция дискурса о нормах, регулирующих цифровую дипломатию и глобальное цифровое пространство. В настоящее время, произошёл отказ продвигаемых США норм глобального интернета, свободного от государственных границ. Сформировался набор норм в области ответственного поведения государств в ИКТ-среде, закреплённых в документах ООН, региональных организаций и иных международных форумов. Однако, направления их развития и практического применения остаются предметом межгосударственных дискуссии, ввиду высокой значимости данной проблемы и различий в интересах и подходах государств.

1-21 157
Аннотация

В статье исследуются актуальные вопросы формирования международного режима в области обеспечения международной информационной безопасности в условиях геополитических трансформаций и турбулентности. В качестве теоретико-методологической базы исследования была использована теория международных режимов, разрабатываемая российскими и зарубежными исследователями.

Отталкиваясь от классического определения международного режима, авторы фиксируют внимание на нормах и принципах в области международной информационной безопасности. Нормы и принципы в области международной информационной безопасности как правила ответственного поведения в глобальном информационном пространстве были впервые предложены Россией и её партнёрами по ШОС в 2011 году в рамках дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако, российские инициативы встретили сопротивление со стороны США, следствием чего стала фрагментация существующего нормативного режима в области международной информационной безопасности. В настоящее время соответствующие нормы и принципы, в основе которых лежат основополагающие принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, представлены в резолюциях ГА ООН, а также закреплены в докладах Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.

Зафиксированные в документах нормы не носят обязательного характера, однако вносят важный вклад в обеспечение международной стабильности за счёт структурирования ожиданий различных акторов в области информационной безопасности. Однако, отсутствие формального закрепления и институционализации данных норм в рамках международных договоров, снижает их легитимность.

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ 

1579
Аннотация

Автоматизация человеческой деятельности растёт с каждым годом последние десять лет благодаря всё более передовым ИИ-алгоритмам, увеличению количества больших данных и вычислительных мощностей. Уже сегодня технологии искусственного интеллекта применяются в повседневной жизни, автоматизируя процессы, ранее выполнявшиеся людьми. Более того, есть мнение, что данные технологии в какой-то момент могут достичь когнитивных способностей человека и даже превзойти их. В этой связи появляются вопросы о том, как будет выглядеть будущее человечества в связке с ИИ-технологиями. Если раньше большинство исследований носили скорее технический характер, то последние три-четыре года появилось много научных исследований с точки зрения дисциплин, в которых возможно влияние искусственного интеллекта. Международные отношения не стали исключением. Цель статьи – обзор научных публикаций, в которых авторы задаются вопросом: как технологии искусственного интеллекта влияют на международные отношения? В рамках статьи было рассмотрено шесть книг и восемь статей. Автор приходит к выводу, что ИИ-технологии оказывают серьёзное влияние на международные отношения в социально-экономическом и политическом плане. Социально-экономической аспект включает в себя последствия автоматизированного капитализма на мировую политику, рост безработицы, появление «безнадежного» класса, поляризацию общества и другое. Международно-политический аспект подразумевает влияние ИИ-технологий на стратегическую стабильность, ядерное сдерживание и кибервойны. Статья приоткрывает верхушку айсберга влияния ИИ-технологий на международные отношения, и предлагает несколько вопросов для обсуждения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)