Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Уровни общения субъектов в художественной прозе

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-277-284

Аннотация

Статья посвящена процессу художественного общения. В ней рассматривается общение задействованных в нём субъектов: автора и читателя. Материализованной формой данного вида общения выступает художественный текст. В статье отмечается, что общение между автором и читателем носит свободный и индивидуально-личностный характер. В статье утверждается, что процесс общения автора и читателя имеет уровневый характер, а художественное общение между ними определяется степенью их вовлечённости во взаимодействие друг с другом. На этой основе в статье выделены пять уровней художественного общения: поверхностно-субъектный, контрсубъектный, личностно-субъектный, трансцендентный и сверхчувственный. Критериями выделения и отделения этих пяти уровней друг от друга выступают степень открытости субъектов друг другу и степень готовности выражения субъектами своей субъективности. В данной статье степень открытости субъектов друг другу определяется как степень открытости одного участника общения (читателя) воздействию другого (автора художественного произведения), а степень готовности выражения своей субъективности как степень готовности одного участника общения позволить другому понять себя и раскрыться. В статье автор показывает, что на каждом уровне художественного общения его субъекты в разной мере проявляют свою вовлечённость в этот процесс. Они демонстрируют различную степень как открытости друг другу, так и различную степень готовности выразить свою субъективность. В процессе общения осуществляется возможный переход от одного уровня общения к другому. Данный переход может иметь как пролонгированный, так и моментальный характер вовлечения читателя на предлагаемый автором художественного произведения уровень общения. Это определяется индивидуально-личностным уровнем развития читательского восприятия и уровнем писательского мастерства. Нахождение читателя и автора на разных уровнях художественного общения приводит к несовпадению читаемого и написанного, в то время как нахождение субъектов на одном и том же уровне общения приводит к приобретению писателем

Об авторе

А. С. Комаров
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

2. Бахтин М.М. Слово в жизни и слово в поэзии //Антрополингвистика: Избранные труды. М.: Лабиринт, 2010. С. 146-168.

3. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. 91 с.

4. Гаршин В.М. Художники //Избранное. М.: Современник, 1982. С. 81-98.

5. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. ХХХІ. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем её особенность //Собрание сочинений в семи томах. Том 6. М.: Издательство «Художественная литература», 1967. С. 367-412.

6. Гоголь Н.В. Авторская исповедь //Собрание сочинений в семи томах. Том 6. М.: Издательство «Художественная литература», 1967. С. 434-472.

7. Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2008. 484 с.

8. Достоевский Ф.М. Неточка Незванова. М.: Гослитиздат, 1955. 164 с.

9. Закон Божий /сост. С. Слободской. М.: Благовест, 2010. 672 с.

10. Комаров А.С. Межличностное взаимодействие читателя, автора и персонажа художественного текста. Вестник МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА. М., 2012. №5 (26). С. 215-220.

11. Мандельштам О.Э. О собеседнике //Сочинения. В 2 т. Т. 2. Проза /Сост. О. Дорофеева. Тула: Филин, 1994. С. 145-151.

12. Соллогуб В.А. Тарантас //Повести и рассказы. М.: Сов. Россия, 1988. С. 143-279.

13. Уайлд Оскар. Письма великой женщины //Избранные произведения. В 2 т. Т. 2.: Пер. с англ. М.: Республика, 1993. С. 111-114.

14. Фолкнер Уильям. Фолкнер в Виргинском Университете (Беседы со студентами и преподавателями) (1957-1958) //Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. С. 245-361.

15. Фолкнер Уильям. Беседы на семинаре в Нагано //Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. С. 150-195.

16. Франк С.Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. М.: Аст, 2007. 506 (6)с.

17. Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой /пер. с нем. М.: Республика, 1992. 367с.

18. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики //Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. С. 413-474.

19. Эко Умберто. Шесть прогулок в литературных лесах /пер. с. англ. А. Глебовской. СПб.: Симпозиум, 2007. 285с.


Рецензия

Для цитирования:


Комаров А.С. Уровни общения субъектов в художественной прозе. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):277-284. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-277-284

For citation:


Komarov A.S. Levels of subject communication in fiction literature. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):277-284. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-277-284

Просмотров: 874


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)