Аннотация
Вопросы управления и регулирования на государственном и межгосударственном уровне, системы менеджмента ведущих компаний мира, формы и методы организации управленческой, маркетинговой, коммерческой и рекламной работы - относительно новые направления в отечественной науке. В российских вузах они стали вводиться в учебный процесс только во второй половине 1980-х г. В МГИМО эти научные направления разрабатываются уже свыше 60 лет. Научная школа кафедры менеджмента и маркетинга и кафедры управления внешнеэкономической деятельностью отличается международной направленностью и ориентируется на разработку организационных форм и методов управления, рыночной стратегии, маркетинга и коммерции в контексте внешнеэкономической и международной деятельности отечественных организаций и фирм на базе комплексного исследования передового управленческого опыта ведущих зарубежных стран. На ранней стадии своего существования основное внимание школы было сосредоточено на методологических и практических аспектах международной коммерции и рекламы. Но постепенно стали развиваться исследования в области менеджмента и маркетинга и начала формироваться научная школа в этой области на базе изучения соответствующих теорий и технологий ведущих зарубежных стран и прежде всего ТНК. Первоначально данное направление развивалось в МГИМО на кафедре международных экономических отношений факультета МЭО. Речь идёт о таких дисциплинах, как организация и техника внешнеэкономических операций на мировых рынках, управление внешнеэкономической деятельностью в зарубежных странах, конъюнктура мировых товарных рынков, товароведение и др. В изданном в 1975 г. учебнике заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н. профессора И.Н. Герчиковой «Организация и техника внешнеторговых операций на капиталистическом рынке» уже содержались разделы, посвящённые вопросам менеджмента и маркетинга: организационной структуре фирм, их международной маркетинговой работе, международной рекламе и т.д. В работах д.э.н. профессора Ф.Г. Пископпеля, д.э.н. профессора С.П. Никитина были систематизированы формы и методы конъюнктурных исследований, которые являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности компаний на мировых рынках.