Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Экономическая модель человека: от максимизации полезности к удовлетворению потребностей

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-6-15-240-247

Аннотация

Статья посвящена методологическим предпосылкам экономического моделиро- вания человеческого поведения. Автор предлагает концепцию принятия решений человеком, базирующуюся на расширенной трактовке понятия предпочтений. Формулируемая методологическая призма ставит вопрос о необходимости пе- ресмотра подхода к экономическому моделированию человека - от анализа предпочтений к анализу механизма их формирования

Об авторе

Антон Геннадьевич Олейнов
МГИМО (У) МИД России
Россия


Список литературы

1. Heyne, P. The Economic Way of Thinking, 5th ed., Chicago, Ill.: Science Research Assocoates, 1987. Цит. по: Хейне, П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. Изд-е 2-е - М.: Дело, 1992, с. 443-444.

2. Исчерпывающий обзор литературы по теме работы, по мнению автора, не только выходит далеко за рамки ее формата, но и способен отрицательно сказаться на понимании базовых методологических проблем в рамках поставленной задачи

3. Edgeworth, F., Mathematical Psychics: An Essay on the Application of Mathematics to the Moral Sciences, London: Kegan Paul & Co., 1881.

4. Имеются ввиду свойства предпочтений: полнота, сравнимость, транзитивность и др., которые в модели полной рациональности являются необходимым условием рациональности осуществляемого выбора.

5. Aumann R.J., Rationality and Bounded Rationality, Games and Economic Behavior, № 21, 1997. P. 2

6. Список когнитивных эвристик весьма обширен.

7. Simon, H., A behavioral model of rational choice, Quarterly Journal of Economics, Vol. 69, 1955.

8. Функция полезности может иметь следующий вид: , где x, y, z - различные блага некоего набора; P - индивидуальный опыт, особенности человека, влияющие на восприятие полезности от тех или иных благ; S - социальные установки, определяющие восприятие полезности от тех или иных благ, t - момент времени, в который происходит расчет полезности.

9. См.: Rabin M., Incorporating Fairness into Game Theory and Economics, The American Economic Review, December, 1993, Vol. 83, N 5, P. 1281-1302.

10. Becker, G., A Theory of the Allocation of Time, Economic Journal, 75,1965, pp. 493-17 и др.

11. Автономов В.С. Op. cit. C. 30., Ходжсон Дж.М, Op. cit. C. 14). См. также: Gigerenzer G., Todd P. M., The ABC Research Group. Simple Heuristics that Make Us Smart. New York: Oxford University Press, 1999.

12. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки. -М.: ГУ-ВШЭ, 1998, Вып. 3. С. 60.

13. Другими словами, полезность принимает те формы, которые принято рассматривать как источники человеческого счастья.

14. Rubinstein, A., Modeling Bounded Rationality, Cambridge, MA: MIT Press, 1998, p. 21.

15. Kahneman, D., Maps of Bounded Rationality: a Perspective on Intuitive Judgment and Choice, Nobel Prize Lecture, December 8, 2002.

16. J.Schrag, First Impressions Matter: A Model of Confirmatory Bias, Quarterly Journal of Economics, Vol. 114(1), February 1999.

17. Ходжсон Дж.М, Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2003, Т.1, №4. С. 13-4.

18. В ходе научного исследования бесконечное многообразие явлений, окружающих человека, преобразуется в форму словес- ных суждений. Если при этом объектом анализа является процесс, имеющий вербальную природу, то применение научного подхода будет наиболее результативным.

19. Veblen, T., The Place of Science in Modem Civilisation and Other Essays, NY: Huebsch, 1919, p. 243. Цит. по: Hodgson, G., What is the Essence of Institutional Economics? Journal of Economic Issues, Vol. 34, 2000, p. 326.

20. Samuelson, P. A Note on the Pure Theory of Consumers' Behaviour, Economica, 5 (17), 1938.

21. Маевский В., Чернавский Д. О рациональном поведении реального потребителя // Вопросы экономики, 2007, №3. С. 74.

22. См.: Clark, A., Being There: Putting the Brain, Body and World Together Again, Cambridge, MA: MIT Press, 1997.

23. Menger, C., Grundsatze der Volkswirtschaftslehre, Vienna: Braumuller, 1871.

24. Maslow, A.P., Motivation and Personality, New York: Harper&Row, 1954.

25. Автономов В.С. Op. cit. C. 38.

26. Simon, H., Rational Choice and the Structure of the Environment, Psych.ological Review, 63, 1956, pp.129-38.

27. Simon H. Models of Man: Social and Rational. Mathematical Essays on Rational Human Behavior in a Social Setting, N.Y.:Wiley, 1957.

28. Simon, H., Models of Bounded Rationality. Volume 3 -Empirically Grounded Economic Reason, Cambridge, MA: MIT Press, 1997, p. 295.

29. R.Selten (eds.). Bounded Rationality: The Adaptive Toolbox, Cambridge, MA: MIT Press, 2001.

30. При этом, принимая решения, человек отталкивается как от предпочтений, которые базируются на его собственном опыте, так и сформированных предпочтениями других индивидов.

31. Одновременно, такой механизм принятия решений человеком может быть рассмотрен через призму механизма спроса и пред- ложения, где потребности плюс возможности образуют кривую спроса, а окружающие условия -кривую предложения


Рецензия

Для цитирования:


Олейнов А.Г. Экономическая модель человека: от максимизации полезности к удовлетворению потребностей. Вестник МГИМО-Университета. 2010;(6(15)):240-247. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-6-15-240-247

For citation:


Oleinov F.G. «Homo-economicus»: from the maximization of utility to the satisfaction of needs. MGIMO Review of International Relations. 2010;(6(15)):240-247. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-6-15-240-247

Просмотров: 437


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)