Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

1. Цели и задачи существования журнала

Журнал «Вестник МГИМО-Университета» (MGIMO Review of International Relations) является рецензируемым научным журналом по международным отношениям.

Важнейшие цели и задачи журнала «Вестник МГИМО-Университета»:

1. Публикация оригинальных исследований по международным отношениям: современной мировой политике, истории международных отношений, прикладному изучению международных проблем, мировому комплексному регионоведению, глобальному и региональному управлению, а также по мировой экономике и международной политической экономии. Особое внимание уделяется материалам, посвящённым изучению роли России в системе международных отношений и влиянию системы международных отношений на Россию.

2. Развитие российской школы изучения международных отношений. Журнал «Вестник МГИМО-Университета» стремится стать инструментом консолидации и международного распространения данной школы. В значительной степени она сформировалась вокруг Московского государственного института международных отношений (университета), его профессуры, сотрудников и выпускников. Университет является местом проведения конвентов Российской ассоциации международных исследований (российский филиал Ассоциации международных исследований), ректор Университета и главный редактор нашего журнала академик А.В. Торкунов – президент РАМИ. Российская школа международных отношений по мере своего формирования вобрала в себя, органично объединив, следующие направления исследований: мировая политика, история международных отношений, прикладное изучение международных проблем, мировое комплексное регионоведение, а также глобальное и региональное управление. На нормативном уровне данная школа отстаивает демократическую организацию международных отношений. В ней подчеркивается ценность плюрализма культур, цивилизаций, идентичностей, а также способов изучения, понимания и управления международными отношениями. В методологическом плане наша школа основана преимущественно на качественных методах исследования.

3. Развитие международного научного диалога и коммуникации между исследователями, работающими в рамках российской школы изучения международных отношений. Такие исследователи работают во всех международных центрах исследований международных отношений и в России, и за рубежом (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Китай и т.д.), и публикуются как на русском, так и на английском языке.

2. Предметные области

В журнале «Вестник МГИМО-Университета» публикуются статьи по трём направлениям предметной области «политические науки и международные отношения» (Political Science and International Relations): международная политика, история международных отношений и международная политическая экономия. Согласно классификатору Высшей аттестационной комиссии России, журнал публикует статьи по следующим направлениям:

  • 230004. Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
  • 070015. История международных отношений и внешней политики
  • 080014. Мировая экономика

Отражая развитие российской школы исследований международных отношений, журнал «Вестник МГИМО-Университета» ориентируются прежде всего на следующие тематические направления в рамках исследований международных отношений:

  • мировая политика,
  • история международных отношений,
  • теория международных отношений,
  • международная политическая экономия,
  • мировое комплексное регионоведение,
  • международная безопасность,
  • глобальное управление.

Международное право не входит в проблематику журнала. Мы также не приветствуем статьи по сравнительной политологии, публикуем их только в том случае, если рассматриваемые в них вопросы отражают общерегиональные или глобальные тенденции.

3. Географический охват

У журнала «Вестник МГИМО-Университета» широкая география как по авторам, так и по членам редакционный коллегии и рецензентов. Нас цитируют и присылают статьи из Австралии, Австрии, Армении, Германии, Казахстана, Канады, Мексики, Великобритании, Польши, Сербии, Словакии, США, Украины, Финляндии, Швейцарии, Южной Кореи. Последнее время журнал стал пользоваться спросом у исследователей из Ирана и Турции.

В редакционную коллегию входят выдающиеся ученые-международники со всего мира. Более трети редколегии составлено из исследователей из дальнего зарубежья, которые либо относятся к российской школе международных исследований, либо изучают Россию в контексте международных отношений (США, Великобритания, Франция, Сербия, Болгария). Остальные члены редколлегии представлены из ученых, представляющих российскую школу международных отношений в ведущих исследовательских центрах, разбросанных по всей России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород).

Текущий выпуск

Том 14, № 5 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Научная составляющая мировой политики 

7-21 305
Аннотация

Дискуссия о российском повороте на Восток традиционно уделяет преимущественное внимание вопросам политико-стратегического, геополитического и геоэкономического характера. В наибольшей степени эти проблемы проявляются на межгосударственном уровне, который оказывается в сфере приоритетного внимания аналитиков, в то время как межобщественные отношения, вопросы гуманитарных контактов, публичной, а в её рамках – научной и академической дипломатии, пока что находятся скорее на периферии размышлений о том, как сделать азиатское направление российской внешней политики более устойчивым. Несмотря на существенные достижения в области образовательного сотрудничества с незападными странами в советский период, после распада биполярной системы Россия на более чем два десятилетия оказалась в положении объекта академической дипломатии европейских стран. Это позволило России в определённой степени продвинуться в сфере образовательного и научного сотрудничества с ЕС, однако, не сняло многих проблем, связанных с процессами интернационализации российских образования и науки. При этом взаимодействие со странами Азии, где на рубеже ХХ-XXI вв. сформировалась большая группа ведущих мировых университетов, существенно отставало от европейского направления. Вместе с тем более активная российская академическая дипломатия в Азии является залогом успешного экономического сотрудничества, а в конечном итоге – и более комплексного российского внешнеполитического присутствия на азиатском направлении в будущем. В статье рассматривается динамика российских подходов к академической дипломатии, на основе количественных и качественных показателей выделяются тенденции развития высшего образования в странах Азии и характеризуется современное состояние и перспективы образовательного сотрудничества России со странами Азии. В ходе представленного анализа доказывается тезис о необходимости дополнить российскую политику в Азии более диверсифицированной образовательной компонентой, учитывающей новейшие тенденции в области развития высшего образования на международном уровне. Подобные шаги необходимы как для сохранения конкурентоспособности российского образования как такового, так и с точки зрения реализации российской внешней политики в современных условиях.

22-48 277
Аннотация

В статье представлены заключительные итоги проекта по исследованию системы экспертно-аналитической поддержки внешнеполитических решений. Первый этап проекта был посвящён анкетированию, а второй – интервьюированию практиков – сотрудников органов власти (руководителей и главных специалистов), которые участвуют в процессе подготовки и принятия внешнеполитических решений. Доклад содержит оценку практиками основных проблем в их взаимодействии с научным и экспертным сообществом, а также «желательный образ» такого взаимодействия.
Исследование проводилось в два этапа (I этап – в феврале – октябре 2020 г., II этап – в январе – августе 2021 г.): сначала в форме анкетирования (24 анонимные анкеты), после чего была проведена серия конфиденциальных интервью (ещё 24 интервью) для более точной интерпретации полученных данных. Участниками исследования стали практики – сотрудники федеральных органов исполнительной власти (МИД России и Россотрудничество; подразделений международного сотрудничества отраслевых министерств, агентств и служб); аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации (подразделений, обеспечивающих международное и межпарламентское сотрудничество). Все участники исследования замещают должности категории «руководители» или входят в группу главных специалистов, то есть имеют опыт принятия решений и/или участия в их непосредственной подготовке. Анкетирование и интервьюирование проводились на условиях сохранения анонимности респондентов. Исследование проводилось в рамках институционального и нормативно-правового походов.
Авторы отмечают, что ни сегодня, ни в перспективе материалы информационного характера не смогут заместить подлинную аналитику и экспертизу. Эта подмена тем более несостоятельна, поскольку в дальнейшем – в свете развития современных информационно-коммуникационных технологий, сетевых технологий и технологий искусственного интеллекта – обобщающая информационно-аналитическая работа первого уровня будет автоматизирована.

49-64 307
Аннотация

Внешняя политика США при администрации Трампа вызвала неоднозначную реакцию международного сообщества. Одни страны поддержали её, другие восприняли критически. Д. Трампу удавалось выстраивать гибкие отношения с законодательной ветвью власти, игнорируя при возможности или смиряясь при необходимости с мнением демократического большинства в нижней палате Конгресса. Пандемия коронавируса существенно ограничила возможности администрации проводить гибкую политику и в целом негативно повлияла на восприятие США в мире. Во главу угла своей внешнеполитической деятельности администрация Трампа поставила интересы американского капитала, подчинив им, в частности, свои отношения с ЕС, Канадой и Латинской Америкой. Отношения Вашингтона с Москвой находились в прямой зависимости от урегулирования кризиса на Украине в треугольнике между Россией, Европой и США. Во многом нерешёнными остаются американо-российские проблемы в вопросах военного разоружения. Несмотря на все усилия со стороны администрации Трампа, сложными остаются отношения США со странами Латинской Америкой, Ближнего Востока и Персидского залива. Сохраняется нерешённой проблема реформирования ООН и Совета Безопасности, структура которого остаётся «трёхполюсной» особенно при голосовании по наиболее чувствительным вопросам. В своей внешней политике США разделяют Европу на три части: на Западную, Восточную и на Россию с Беларусью. Эти Европы по-разному воспринимают политику Вашингтона. Увеличение национальной мощи и обеспечение глобального лидерства были основными приоритетами республиканской администрации. Выбранные способы реализации этих приоритетов оказались противоречивы и зачастую неприятно неожиданными для союзников США. Часть из них выбрали выжидательную позицию, другие стали готовится к худшему, а третьи постарались адаптироваться к политике Трампа, посчитав, что она отражает долгосрочные изменения в роли США в мире и не зависит от партийной принадлежности или личности президента. В итоге политика республиканцев оказалась неудачной. Новым президентом США был избран Д. Байден.

65-80 283
Аннотация

Исследование трансрегионализма принадлежит к числу наиболее актуальных направлений международно-политического анализа. Трансрегионализация стала объективной реальностью мировой политики: государства и региональные объединения используют трансрегиональные форматы взаимодействия для реализации собственных и коллективных интересов; трансрегиональный уровень формирует собственную систему взаимосвязей, увязывая функциональные интересы широчайшего круга включённых акторов с географическими характеристиками регионов. При этом особенно в период активизации противоположных мегатрендам современности процессов – изоляционизма и дезинтеграции, встаёт теоретическая проблема соотношения трансрегионализма и глобализации: если эти процессы однонаправленные, то трансрегионализм можно рассматривать как этап глобализации, если же они противоречат другу, то трансрегионализация способствует формированию новых разделительных линий.
В статье на основе эмпирического опыта выделены кооперационный и конкурентный типы трансрегионализма. Автор утверждает, что усиление в процессе трансрегионализма функциональных связей даёт основание рассматривать трансрегионализм как адаптивный вариант глобализации «по интересам» и «по возможностям». Данный феномен стал возможен в результате содействия мегатрендов – глобализации, интеграции и демократизации, одновременно способствуя их усилению. Интенсификация межрегиональных связей приводит к углублению глобализации, распространению интеграции на более высоких уровнях международного взаимодействия, повышению активности государств и негосударственных акторов в глобальном управлении, то есть к углублению демократизации мировой политики. В настоящее время продолжается формирование масштабных трансрегиональных объединений разной степени конвергенции, опирающихся на собственные политико-институциональные и социально-экономические модели развития и сотрудничества, а всё усложняющаяся трансрегинальная архитектура мира фактически приводит к полицентризации международной системы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Миграционная процессы в мировой политике 

81-100 275
Аннотация

Привлечение соотечественников, проживающих за рубежом, к сотрудничеству и репатриации стратегически важно в условиях продолжающейся депопуляции России. Однако многослойное определение категории соотечественника создает размытые границы, в результате чего довольно проблематично объективно оценить численность соотечественников, проживающих за рубежом. Данная работа посвящена исследованию социально-демографической структуры русскоязычного населения, проживающего в странах дальнего зарубежья. С целью оценки численности русскоязычного населения в странах дальнего зарубежья, определения основных эмиграционных каналов и географии расселения проанализированы статистические данные Росстат, ООН, Евростат, ОЭСР и национальных служб статистики зарубежных стран. В работе представлены результаты экспертного опроса МИД РФ, посольств РФ и представительств Россотрудничества в зарубежных странах. Полученные результаты свидетельствуют о неоднородной структуре русскоговорящих сообществ, в том числе соотечественников, по причинам эмиграции, социально-экономическому положению, степени интеграции в принимающее общество, возрастно-половому и этническому составам, географии расселения. Однако анализ государственной политики в отношении соотечественников показал, что она направлена лишь на лица, которые так или иначе уже проявляют интерес к России, состоя в русскоговорящих организациях и участвуя в различных мероприятиях, посвященных памятным датам в истории России. Тем не менее, очевидно, что необходима работа и с русскоязычным населением за рубежом, людьми, которые являются обладателями особого культурного капитала, но по тем или иным причинам не интегрированы в русскоязычные организации за рубежом. Кроме этого, необходимо иметь в виду, что молодые когорты легче адаптируются и интегрируются в принимающее общество вследствие процесса становления ценностно-нормативной системы, поэтому крайне важно не допустить утрату культурного капитала у русскоговорящей молодёжи за рубежом. В связи с этим необходимо разработать и имплементировать более дифференцированный подход к привлечению и взаимодействию с русскоязычным населением.

101-129 266
Аннотация

Цель статьи состоит в раскрытии содержания, проблем и последствий миграционной политики США в отношении государств североамериканского континента. Исследование сосредоточено на выявлении основных направлений и оценке перспектив назревшего реформирования региональной миграционной политики США. Методология исследования строится на применении системного и акторного подходов к анализу миграционных процессов на континенте, представляемом как миграционный макрорегион; рассмотрении миграционной политики в контексте концепции регионализма: интеграционного строительства в рамках НАФТА-ЮСМКА и более широких и многовекторных инициатив по управлению передвижениями в регионе, реализуемых вне рамок данного объединения; использовании инструментов теоретического обобщения и статистического анализа. Результаты исследования показывают, что миграция населения на континенте, в первую очередь из Мексики и стран Центральной Америки в США, отличается высоким уровнем регионализации (сосредоточенности в регионе). В силу массовости стихийных потоков недокументированных мигрантов (не имеющих необходимых документов для въезда, пребывания и занятости в стране назначения), включая лиц, ищущих убежища, страны региона сталкиваются с серьезными, нередко общими вызовами, усугубляемыми пандемией COVID-19.
Миграционное взаимодействие США со странами региона осуществляется по разным направлениям. Оно включает ограниченную либерализацию передвижений отдельных категорий специалистов и представителей бизнеса между тремя странами-участницами НАФТА-ЮСМКА. В большой мере такое взаимодействие ориентировано на сдерживание притока в США нежелательных, в первую очередь недокументированных, мигрантов, что придаёт этим отношениям асимметричный характер по оси центр – периферия. Подобная политика непоследовательна и далеко не всегда результативна, к тому же регулярно порождает острые гуманитарные кризисы на границах государств региона. Перед администрацией Д. Байдена стоят трудные задачи по реформированию миграционной политики в период пандемии и роста общественного напряжения. Континентальный масштаб проблем недокументированной миграции обусловливает необходимость строительства регионального сотрудничества на более справедливой и равноправной основе, чтобы продвинуться по пути содействия безопасной, упорядоченной и Рассмотрение региональной миграции и миграционной политики с применением категорий теории регионализации привносит новые слагаемые и грани в научный дискурс и концептуальные конструкции данных феноменов. В условиях усиления глобальной нестабильности, повышающей риски миграционных кризисов, изучение опыта и уроков ответов на вызовы перемещений населения в Северной Америке может оказаться полезным и в практике предупреждения и оперативного урегулирования чрезвычайных ситуаций в разных точках земного шара.

130-148 313
Аннотация

В статье проанализирована проблема правого популизма в Швейцарии. Проведено исследование особенностей политической и избирательной системы страны, освещены вопросы швейцарской иммиграционной политики и отношения Берна с Европейским союзом. Авторы утверждают, что феномен швейцарского популизма следует рассматривать в более широком контексте, в связи с чем внимание уделяется не только Швейцарской народной партии, Лиге Тичино и Движению граждан Женевы, но и популистским партиям стран, принадлежащих к альпийскому макрорегиону – Австрийской партии свободы (Австрия) и «Лиге» (Италия). Дискурсивный анализ программ показывает, что антииммигрантская программа является важнейшей частью идентичности правых популистов. Все они выступают против европейской интеграции и глобализационных процессов, связывая с ними усиление этноконфессиональных противоречий, безработицу и рост преступности. При этом особенностью швейцарских партий является тот факт, что они позиционируют миграцию как явление, преимущественно связанное с кроссграничным перемещением европейских граждан. И без того сложная, во время пандемии COVID-19 эта проблема оказалась ещё более острой, став неотъемлемой частью швейцарской повестки дня. Между тем ещё предшествовавший пандемии миграционный кризис 2015–2018 гг. позволил Швейцарской народной партии укрепить свою идентичность правопопулисткой неолиберальной партии с сильной локалистcкой и консервативной программой, направленной на культурное доминирование над мигрантами. Авторы также отмечают, что свойственный германскому миру фокус на защите окружающей среды является частью популистской повестки правых региональных партий, хотя, как правило, он характерен для партий, относящихся к левому политическому спектру.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Международная политическая экономия 

149-166 270
Аннотация

В современном мире наблюдается высокая турбулентность мирового энергетического рынка. Страны следуют различным трендам в области энергетики и соответственно формируют различную политику в отношении устойчивого развития. Нефтегазовые компании вынуждены адаптировать свои долгосрочные стратегии в соответствии с макротрендами и национальным регулированием для избегания рисков и реализации новых возможностей.

Целью настоящего исследования стал анализ вероятной конвергенции стратегий развития ведущих нефтегазовых компаний с региональными трендами и национальными стратегиями. Была выдвинута гипотеза о том, что операционные показатели и инновационные портфели нефтегазовых компаний коррелируют с национальными структурами энергоснабжения и тенденциями в области экологического регулирования. Авторы исследовали энергетические рынки 54 стран с акцентом на рынки Бразилии, Великобритании, ЕС, Канады, Китая, Норвегии, России, Саудовской Аравии, США, а также операционные показатели и деятельность в области инновационного развития 18 ведущих нефтегазовых компаний.

В ходе работы была обнаружена слабая корреляция между производственными показателями нефтегазовых компаний и национальными стратегиями. Хотя компании, действующие в странах со строгими экологическими нормами, в первую очередь в Европейской экономической зоне, с большей вероятностью адаптируют свой бизнес к энергетическому переходу, они продолжают наращивание объёмов добычи нефти и газа; у данных компаний также наблюдаются более диверсифицированные инновационные портфели, что свидетельствует о необходимости развития нефтегазовыми компаниями как традиционных, так и новых направлений бизнеса в новых рыночных условиях. Тем не менее по мере того, как страны переходят на новые этапы системы поколений экологических норм, рост инвестиций в возобновляемые источники энергии наблюдается у растущего числа крупных нефтегазовых компаний.

167-186 239
Аннотация

В статье рассматриваются сложности переговорной функции ВТО, вызванные требованием консенсуса при принятии решений. Описаны подходы к формированию новых правил торговли. Автор систематизирует возможности и ограничения по инкорпорированию результатов плюрилатеральных переговоров, проводимых в рамках так называемых совместных инициатив, в право Организации, а также анализирует перспективы интеграции отдельных совместных инициатив (внутреннее регулирование в услугах, упрощение инвестиций в целях развития, электронная коммерция) в систему ВТО. Подчёркивается, что, несмотря на наличие общих черт, все инициативы уникальны по своему содержанию, формату и истории вопроса и к тому же находятся на разных этапах готовности. Для России, принимающей активное участие в ряде совместных инициатив, вопрос завершения переговоров представляется важным и актуальным. В статье приведены критические замечания в адрес совместных инициатив со стороны их основных оппонентов (Индии и ЮАР), которые настаивают на том, что участники плюрилатеральных инициатив игнорируют существующие многосторонние мандаты, достигнутые на основе консенсуса, тем самым разрушая многостороннюю систему.
Цель статьи состоит в обзоре концептуальных и практических подходов к формированию новых правил торговли в системе ВТО в условиях кризиса многосторонности. В статье сделан вывод о том, что плюрилатеральные соглашения могут стать выходом из кризиса переговорной функции ВТО, а также основой для будущих торговых соглашений в системе Организации. Однако для того, чтобы плюрилатерализм был эффективным и устойчивым, он должен быть увязан с многосторонними нормами и принципами. Любой плюрилатеральный подход должен обеспечивать пространство для гибкости при формировании основы по выработке правил торговли на многостороннем уровне. Если в ближайшее время в ВТО не будут осуществлены решительные действия по корректировке правил и процедур формирования новых договорённостей, перспективы продвижения переговоров и, соответственно, сохранения релевантности ведущего института международной торговой системы, станут ещё более безрадостными.

187-202 229
Аннотация

В статье рассматривается развитие малоисследованного направления международной торговли – реэкспорта. Цель работы заключается в уяснении сущности, роли и значимости реэкспорта в международной торговле.
Авторы дают определение реэкспорта и его основных вариантов, анализируют главные факторы развития реэкспортной торговли, сравнивают динамику реэкспорта с динамикой товарных поставок в рамках обычного экспорта. Подчёркивается, что при реализации экспортных, и прежде всего, высокодифференцированных товаров, возрастающую роль играет знание условий торговли на мировом рынке, форм и методов продажи товаров на национальных рынках. Такими знаниями обладают специализированные торговые компании – трейдеры, которые создают в странах, расположенных на пересечении международных торговых путей, крупные транспортно-логистические центры с обширными консигнационными складами.
В рамках исследования динамики реэкспортных потоков авторы выполнили расчёты, на основании которых можно сделать вывод об опережающем росте объёма реэкспортных операций по сравнению с обычными коммерческими операциями. В настоящее время масштабные реэкспортные операции выполняют не только небольшие государства, находящиеся на пересечении морских дорог, но и крупные экономически развитые государства: США, Великобритания, Италия и др.
Авторы делают заключение, что рост реэкспорта обусловлен расширением торговых ограничений, налагаемых, прежде всего, по политическим мотивам. Такие ограничения действуют в торговых отношениях между Индией и Пакистаном, Израилем и арабскими странами, между некоторыми государствами Персидского залива и т.д. В последние годы развитию реэкспорта невольно способствуют антироссийские санкции, принятые в США и других западных государствах, поскольку многие вовлечённые в международные операции торговые компании, в том числе и западных государств, не считают себя связанными односторонними решениями антироссийски настроенных правительственных кругов США. Отмечается, что торговые компании самих США активно участвуют в реэкспортных операциях, не раскрывая своих партнёров. Учитывая нежелательность распространения информации о реэкспортных операциях, многие страны, активно занимающиеся реэкспортом, перестали передавать данные о своём реэкспорте в международные статистические ведомства. 
Специальное внимание авторы уделили реэкспортным операциям Объединённых Арабских Эмиратов. Россия активно участвует в реэкспортной торговле, в частности и через компании ОАЭ, реализуя на мировом рынке как экспортные, так и импортные операции.

203-223 251
Аннотация

В основу настоящего исследования положена гипотеза о наличии частных и общих факторов, обусловливающих динамику и тенденции эндогенного развития трёх непризнанных и признанных частично республик Кавказа – Республики Южная Осетия, Республики Абхазия и Нагорно-Карабахской Республики. Цель работы заключалась в выявлении ключевых факторов и оценке перспектив социальноэкономического эндогенного развития непризнанных и признанных частично Республик Кавказа. В исследовании были использованы методы компаративного и статистического анализа (однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) и расчёт критерия Краскела-Уоллиса). Основу базы данных составил набор показателей Целей в области устойчивого развития (ЦУР) за период с 2007 по 2019 гг., предлагаемый ООН в качестве универсальной сбалансированной системы глобальных детерминант, обеспечивающих устойчивое развитие стран мира. В результате исследования были установлены различия в фактически достигнутых уровнях показателей, характеризующих ЦУР, чему способствовало изначально дифференцированное социально-экономическое положение каждого государства (эффект дифференцированной базы). При этом выявлено, что динамика развития республик Кавказа носит в целом схожий характер, что предопределяет общность тенденций их будущего (при сохранении текущих условий и обстоятельств). Полученные в ходе исследования результаты расширяют представление об особенностях развития непризнанных и частично признанных государств. Практическая значимость состоит в возможности учёта раскрытых выше особенностей саморазвития при обосновании направлений совершенствования государственной социально-экономической политики исследуемых республик, а также повышения эффективности реализуемых совместно с РФ инвестиционных программ содействия социально-экономическому развитию РЮО и Республики Абхазия.

КНИЖНЫЕ РЕЦЕНЗИИ 

224-231 269
Аннотация

Рецензия на книгу: Busch D., Ferrarini G., Grünewald S. 2021. Sustainable Finance in Europe. Corporate Governance, Financial Stability and Financial Markets. Springer. 511 p. DOI: 10.1007/978-3-030-71834-3



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.