Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-3-12-209-216
Аннотация
Для академического сообщества специалистов в области международных отношений высшее образование выступает двойственным образом. С одной стороны, как сфера, влияющая на политическое развитие мира и даже формирующая его: выпускники вузов, получившие образование по международным отношениям, действуют на практике, исходя из приобретенных во время обучения представлений о политическом устройстве мира, внешней политике различных стран, основных проблемах международной повестки дня. С другой стороны, сама образовательная сфера должна быть объектом анализа тех, кто занимается исследованиями в области международных отношений и мировой политики: это и изучение вопросов международного сотрудничества в области образования, и анализ интеграционных процессов, которые сейчас интенсивно идут в сфере высшего образования, и сравнительный анализ образовательных систем различных стран, и наконец, оценка возможностей высшего образования как ресурса «мягкой силы» государства. Вместе с тем, политологами-международниками исследования по всем этим проблемам систематически не ведутся ни в России, ни за рубежом, область фактически отдается на откуп специалистам других профилей. Так, есть исследования по правовым и экономическим аспектам образования в международном ракурсе. Педагоги затрагивают данную проблематику, в частности, анализируя Болонский процессi. Однако можно назвать буквально единицы работ специалистов в области международных отношений и мировой политики (за исключением, пожалуй, представителей МГИМО (У)), в которых обсуждаются данные вопросыii. Впрочем, в последние годы к обсуждаемой проблематике начал проявляться все больший интерес. В частности, вопросы образования стали рассматриваться в качестве одного из направлений анализа Французского института международных отношений (ИФРИ) - исследовательского института Франции, ориентированного на изучение стратегических вопросовiii. Данный факт весьма примечателен: он показывает, какую роль играет образование в современном мире. Вместе с тем, на протяжении более десяти лет в МГИМО (У) разрабатывается проблематика образования в международных исследованиях
Ключевые слова
Список литературы
1. См., напр., Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет 1999;
2. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002;
3. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.
4. См., напр., Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. - М.: "Academia" - "Наука", 1999; Carnoy Martin. Globalization and Educational Reform / Globalization and Education: Integration and Contestation Across Cultures. - Anham, Boulder a.o.: Rowman & Littlefield, 2000. - P. 43-61;
5. Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. - М.: Университетская книга; Логос, 2006.
6. См. напр., Кастуев-Жан Т. Высшее образование как фактор конкупентносмособности России. Russie.Nei.Visions, №28, Апрель 2008 URL: http://www.reitor.ru/common/img/uploaded/files/ifri_jean_education_sup_RUS_avril_2008reluNK.pdf
7. См.: Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире / Глобализация: человеческое измерение. Под ред. А.В. Торкунова. - М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. - С. 54-77;
8. Гладков Г.И. Болонский процесс в России: дорожная карта / Г.И. Гладков. - М.: РЕЦЭП, 2005;
9. А.Ю. Мельвиль, Г.И. Гладков и др.; под ред. А.Ю. Мельвиля. - М. : Олма-Пресс, 2005;
10. Болонский процесс и его значение для России (The Bologna process and its implications for Russia): Интеграция высшего образования в Европе / Белов В.А., Энтин М.Л., Гладков Г.И. и др. под ред.: Пурсиайнена К. - М.: РЕЦЭП, 2005;
11. Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Оргсервис, 2006;
12. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире / МЭ и МО. - 2006. - № 10. С. 69-75.
13. См.: Rousselet K., Lebedeva M.M. Une experience internationale d'enseignement des relations internationales: le dialogue des traditions // Космополис. Альманах, 1997. - с. 29-31;
14. Lebedeva Marina M. Experiences of the MGIMO-University in Double Degree Master's Programs in International Relations / The Bologna Process on the Ground / Ed. by J.Laine a.o.// Ed. by J.Laine a.o. - Lund: Lunds Universitet, 2007. - P. 61-64;
15. Лебедева М.М. Концептуальные основы построения программ обучения по международным отношениям / Полис. - № 3. - 2008. - С.118-124;
16. Веселовский С.С., Лебедева М.М., Митева В.В., Никитина Ю.А. Компетентностный подход при подготовке бакалавров в области международных отношений / Полис. - № 3. - 2008. - С. 124-133.
17. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/S__1DcTZYis/PILOT/main.html vii См., напр., URL: http://www.rg.ru/2009/09/30/kirpichnikov.html viii Kehm B. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. - UNESCO: Bucharest, 2004. - P. 69.
18. См., напр., Kehm B.. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. - UNESCO: Bucharest, 2004. x Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies / US Department of Education, 2009. URL: http://www.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf xi Kehm B.M. Doctoral Education in Europe and North America: a Comparative Analysis / Wenner Gren International Series, 2006. - Volume 83. - P. 68.
19. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. xii Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop, La Fondation Universitaire, Brussels, 1st March 2007, p. 5. URL: http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf
20. Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop, La Fondation Universitaire, Brussels, 1st March 2007, p. 5. URL: http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf
21. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. - P. 86.
22. Список таких навыков, среди прочих, включает, например, умения сжато излагать мысли, вести переговоры, убеждать, излагать мысли, давать отзывы, решать проблемы, ставить цели, реализовывать решения, распределять время и т.д. xvi Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. - P. 89. ---------------
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева М.М., Барабанов О.Н., Никитина Ю.А., Касаткин П.И. Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям. Вестник МГИМО-Университета. 2010;(3(12)):209-216. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-3-12-209-216
For citation:
Lebedeva M.M., Barabanov O.N., Nikitina Y.A., Kasatkin P.I. PhD level in international relations field. MGIMO Review of International Relations. 2010;(3(12)):209-216. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-3-12-209-216