PhD level in international relations field
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-3-12-209-216
Abstract
Для академического сообщества специалистов в области международных отношений высшее образование выступает двойственным образом. С одной стороны, как сфера, влияющая на политическое развитие мира и даже формирующая его: выпускники вузов, получившие образование по международным отношениям, действуют на практике, исходя из приобретенных во время обучения представлений о политическом устройстве мира, внешней политике различных стран, основных проблемах международной повестки дня. С другой стороны, сама образовательная сфера должна быть объектом анализа тех, кто занимается исследованиями в области международных отношений и мировой политики: это и изучение вопросов международного сотрудничества в области образования, и анализ интеграционных процессов, которые сейчас интенсивно идут в сфере высшего образования, и сравнительный анализ образовательных систем различных стран, и наконец, оценка возможностей высшего образования как ресурса «мягкой силы» государства. Вместе с тем, политологами-международниками исследования по всем этим проблемам систематически не ведутся ни в России, ни за рубежом, область фактически отдается на откуп специалистам других профилей. Так, есть исследования по правовым и экономическим аспектам образования в международном ракурсе. Педагоги затрагивают данную проблематику, в частности, анализируя Болонский процессi. Однако можно назвать буквально единицы работ специалистов в области международных отношений и мировой политики (за исключением, пожалуй, представителей МГИМО (У)), в которых обсуждаются данные вопросыii. Впрочем, в последние годы к обсуждаемой проблематике начал проявляться все больший интерес. В частности, вопросы образования стали рассматриваться в качестве одного из направлений анализа Французского института международных отношений (ИФРИ) - исследовательского института Франции, ориентированного на изучение стратегических вопросовiii. Данный факт весьма примечателен: он показывает, какую роль играет образование в современном мире. Вместе с тем, на протяжении более десяти лет в МГИМО (У) разрабатывается проблематика образования в международных исследованиях
About the Authors
M. M. LebedevaRussian Federation
O. N. Barabanov
Russian Federation
Y. A. Nikitina
Russian Federation
P. I. Kasatkin
Russian Federation
References
1. См., напр., Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет 1999;
2. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002;
3. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.
4. См., напр., Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. - М.: "Academia" - "Наука", 1999; Carnoy Martin. Globalization and Educational Reform / Globalization and Education: Integration and Contestation Across Cultures. - Anham, Boulder a.o.: Rowman & Littlefield, 2000. - P. 43-61;
5. Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. - М.: Университетская книга; Логос, 2006.
6. См. напр., Кастуев-Жан Т. Высшее образование как фактор конкупентносмособности России. Russie.Nei.Visions, №28, Апрель 2008 URL: http://www.reitor.ru/common/img/uploaded/files/ifri_jean_education_sup_RUS_avril_2008reluNK.pdf
7. См.: Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире / Глобализация: человеческое измерение. Под ред. А.В. Торкунова. - М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. - С. 54-77;
8. Гладков Г.И. Болонский процесс в России: дорожная карта / Г.И. Гладков. - М.: РЕЦЭП, 2005;
9. А.Ю. Мельвиль, Г.И. Гладков и др.; под ред. А.Ю. Мельвиля. - М. : Олма-Пресс, 2005;
10. Болонский процесс и его значение для России (The Bologna process and its implications for Russia): Интеграция высшего образования в Европе / Белов В.А., Энтин М.Л., Гладков Г.И. и др. под ред.: Пурсиайнена К. - М.: РЕЦЭП, 2005;
11. Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Оргсервис, 2006;
12. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире / МЭ и МО. - 2006. - № 10. С. 69-75.
13. См.: Rousselet K., Lebedeva M.M. Une experience internationale d'enseignement des relations internationales: le dialogue des traditions // Космополис. Альманах, 1997. - с. 29-31;
14. Lebedeva Marina M. Experiences of the MGIMO-University in Double Degree Master's Programs in International Relations / The Bologna Process on the Ground / Ed. by J.Laine a.o.// Ed. by J.Laine a.o. - Lund: Lunds Universitet, 2007. - P. 61-64;
15. Лебедева М.М. Концептуальные основы построения программ обучения по международным отношениям / Полис. - № 3. - 2008. - С.118-124;
16. Веселовский С.С., Лебедева М.М., Митева В.В., Никитина Ю.А. Компетентностный подход при подготовке бакалавров в области международных отношений / Полис. - № 3. - 2008. - С. 124-133.
17. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/S__1DcTZYis/PILOT/main.html vii См., напр., URL: http://www.rg.ru/2009/09/30/kirpichnikov.html viii Kehm B. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. - UNESCO: Bucharest, 2004. - P. 69.
18. См., напр., Kehm B.. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. - UNESCO: Bucharest, 2004. x Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies / US Department of Education, 2009. URL: http://www.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf xi Kehm B.M. Doctoral Education in Europe and North America: a Comparative Analysis / Wenner Gren International Series, 2006. - Volume 83. - P. 68.
19. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. xii Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop, La Fondation Universitaire, Brussels, 1st March 2007, p. 5. URL: http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf
20. Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop, La Fondation Universitaire, Brussels, 1st March 2007, p. 5. URL: http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf
21. Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. - P. 86.
22. Список таких навыков, среди прочих, включает, например, умения сжато излагать мысли, вести переговоры, убеждать, излагать мысли, давать отзывы, решать проблемы, ставить цели, реализовывать решения, распределять время и т.д. xvi Borell-Damian L. Collaborative Doctoral Education: University-Industry Partnerships for Enhancing Knowledge Exchange / DOC-CAREERS Project, European University Association, 2009. - P. 89. ---------------
Review
For citations:
Lebedeva M.M., Barabanov O.N., Nikitina Y.A., Kasatkin P.I. PhD level in international relations field. MGIMO Review of International Relations. 2010;(3(12)):209-216. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-3-12-209-216