1. Этот подход был разработан такими исследователями как Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум и др. Его ограничения подчеркивались такими авторами как Э. Смит, Т. Эриксен и др. См. Gellner E. Nationalism. London: Weidenfeld and Nicolson, 1997. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва: Канон-Пресс, 2001. Hobsbawm E. Inventing Traditions. / The Invention of Tradition. Edited by Hobsbawm E. and Terence R. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Смит Э. Национализм и модернизм. Москва: Праксис, 2004. Eriksen T.H. Place, Kinship and the Case for Non-Ethnic Nations. // Nations and Nationalism, No 10 (1/2), 2004.
2. Интересная версия советской праздничной культуры представлена в следующей работе. Малышева С. Советская праздничная культура в провинции. Пространство, символы, исторические мифы. Казань: Рутен, 2005.
3. См. об этом Рыклин М. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие. Москва: Логос, 2002. - С. 65-109.
4. См. об этом Биллингтон Д.Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. Москва: Издательство «Рудомино», 2001. - С. 634-637.
5. Интересно, что именно в периоды их правления, наряду с модернизацией, расширением границ и военными победами, происходит массовое закрепощение крестьян. См., например, Лещенко В. Ветвящееся время. Москва: Аст, 2003. - С. 298-360. Огромный интерес представляет также работа Исабель де Мадариага. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. Москва: Новое литературное обозрение, 2002. - С. 155-230.
6. См. об этом Дубин Б. «Кровавая» война и «великая» победа. // Отечественные записки. - 2004. - № 5.
7. Стоит, однако, отметить, что на протяжении советского периода интерпретации прошлого страны не были стабильными и подвергались коррекциям. Перечисленные особенности не отражают полностью эти колебания и призваны лишь обозначить общие тренды.
8. Интересна реакция западной прессы на появление гимна СССР в 1944 г. 3 января 1944 г. американский журнал «Тайм» писал следующее. «Москва предоставила еще одно доказательство того, что советский отход от мировой революции к национализму завершен. Накануне 64-го дня рождения Иосифа Сталина Советский Союз отбросил волнующий вдохновляющий «Интернационал», заменив его как государственный гимн пеаном в честь Сталина и новой России». Цит. по Гриневич В., Гриневич Л. Государственные гимны СССР и УССР: от какого наследия мы отказываемся. http://geraldika.ru/symbols/3192.
9. Ferretti M. Memory Disorder. Russia and Stalinism. // Russian Politics and Law, Vol. 41, No 6, November-December 2003. - P. 43.
10. См. об этом Volodina T. Teaching History in Russia after the Collapse of the USSR. // The History Teacher, Vol. 38, No 2, February 2005. - P. 180-181.
11. См. Volodina T. Op. Cit. - P. 181.
12. Большой интерес относительно судьбы советских монументов и символических мест представляют статьи Бэнджамина Фореста и его коллег. Первая из них посвящена изменением монументов в Москве, вторая является сравнительным анализом эволюции монументов в России и в Германии. См., соответственно, Forest B, Johnson J. Unraveling the Threads of History: Soviet-Era Monuments and Post-Soviet National Identity in Moscow. // Annals of the Association of American Geographers, No 93 (3), 2002. - P. 524-547. Forest B. Johnson B., Till K. Post-Totalitarian National Identity: Public Memory in Germany and Russia. // Social and Political Geography, Vol. 5, No 3, September 2004. - P. 357-381.
13. См., например, Кирюнин А. Е. Имидж региона как интериоризация культуры. Москва: Книжный дом «Университет», 2000. - C. 37-88.
14. Данные массовых опросов выступают одним из индикаторов этого. В 1989 г. победу в войне считали самым значимым событием для России XX в. 77%, в 1994 г. - 73%, а в 1999 г. - 85%. См. Гудков Л. Д. Победа в войне: к социологии одного национального символа. / Гудков Л. Д. Негативная идентичность. Москва: Новое литературное обозрение, 2004. - С. 21.
15. Эта тенденция прослеживается и на уровне церемониала власти. См. об этом Шевченко В. Повседневная жизнь Кремля при президентах. Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 57-77.
16. Историк Вячеслав Назаров находит немало исторических несоответствий в дате этого праздника. Однако для политики идентичности государства важна не историческая корректность с точки зрения науки, но конкретный политический смысл. Новый праздник не «уводится» далеко от 7 ноября, что не создает кризиса в восприятии праздничных дней как таковых («ноябрьские праздники»). В то же время, изменяется смысловое содержание праздника. Оно отдаляется от идеологической компоненты, потерявшей свой смысл, к компоненте «патриотической», выступающей основанием новой идентичности. См. Назаров В. Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 г.? // Отечественные записки. - 2004. - № 5.
17. Zajda J., Zajda R. The Politics of Rewriting History: New History Textbooks and Curriculum Materials in Russia. // International Review of Education, No 49 (3-4), 2003. - P. 379.
18. См. об этом Веселова А. Советская история глазами старшеклассников. // Отечественные записки. - 2004. - № 5. См. также Шмелев А. Увалы и овраги в языке школьных учебников истории. // Отечественные записки. - 2004. - № 5.
19. Путин В.В. Послание федеральному собранию Российской Федерации. Москва: Кремль, 25 апреля 2005. http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml ---------------