ИНДОНЕЗИЙСКАЯ «МОРСКАЯ ОСЬ МИРА» И КИТАЙСКИЙ «МОРСКОЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ 21 ВЕКА»
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-6-45-196-204
Аннотация
В 2014 году новый президент Индонезии Джоко Видодо обнародовал доктрину «Индонезия – Морская ось мира». Он призывает превратить Индонезию, находящуюся на стыке акваторий двух мировых океанов – Тихого и Индийского – в стратегический транспортно-логистический и торговый узел мирового значения, а также в одного из главных производителей и поставщиков на мировой рынок продуктов моря. Правительство объявило программу развития портового комплекса, предусматривающую создание системы из 35 морских обычных и глубоководных портов по всей стране в течение ближайших пяти лет. Реализация проекта требует выполнения гигантского объёма работ и колоссальных затрат. Необходимо широкое вовлечение иностранного капитала. Ряд стран Европы и Азии выразили желание сотрудничать с Индонезией в морской области. Но наибольший интерес проявил Китай, выразив заинтересованность в сотрудничестве в секторе морской индустрии. И это вполне естественно, поскольку Китай разработал свой проект «Морской шёлковый путь 21 века», который охватывает ту же акваторию, что и индонезийская концепция «Морской оси». Китай призвал Индонезию к тесному сотрудничеству в реализации этих двух в целом совпадающих и дополняющих друг друга проектов. Индонезия охотно приняла предложение о сотрудничестве, так как рассчитывает получить от него большие выгоды. Во-первых, через территориальные воды Индонезии будут проложены морские маршруты, прохождение по которым удешевит транспортировку грузов. Во-вторых, Китай согласился участвовать в строительстве и модернизации портов Индонезии. Индонезийские аналитики, с одной стороны, приветствуют сотрудничество с Китаем как выгодное для Индонезии, но с другой – указывают на опасности, такие как наводнение Индонезии китайскими товарами, установление контроля КНР над такими стратегическими объектами, как порты, и в целом утрату полного суверенитета Индонезии над своими территориальными водами.
Об авторе
Л. М. ЕфимоваРоссия
Ефимова Лариса Михайловна – д.и.н., профессор кафедры востоковедения
Список литературы
1. Бизнес-форум «Россия – Индонезия» состоялся в Казани // Деловой совет по сотрудничеству с Ин- донезией. 10.04.2015. Режим доступа: http://bcri.ru/ru/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5 %D1%81-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC-%C2%AB%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81% D0%B8%D1%8F-%E2%80%93-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B 8%D1%8F%C2%BB (дата обращения: 15.12.2015)
2. Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути 21-го века» // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. 23.04.2015. Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/zgxw/ t1257296.htm (дата обращения: 15.12.2015)
3. Индонезия и Индия договорились об увеличении двустороннего сотрудничества // Информационное агентство - 365news.biz. 27.10.2015. Режим доступа: http://365news.biz/news/politics/12322-indoneziya- i-indiya-dogovorilis-ob-uvelichenii-dvustoronnego-sotrudnichestva.html (дата обращения: 15.12.2015)
4. Индонезия построит сеть из 35 морских портов в ближайшие 5 лет // Издательство «Морские вести России». 05.05.2015. Режим доступа: www.morvesti.ru/detail.php?ID=33471 (дата обращения: 15.12.2015)
5. Правительство Индонезии объявило масштабную программу развития портового комплекса. PortNews, 04.03.2015. Режим доступа: http://portnews.ru/news/195841 (дата обращения: 15.12.2015)
6. Россия и Индонезия укрепляют сотрудничество в области рыбного хозяйства // Агентство нацио- нальных новостей. 02.11.2015. Режим доступа: http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=294555 (дата обращения: 15.12.2015)
7. Франц Дарья. Индонезия вливается в Транстихоокеанское партнерство // Независимая газета. 28.10.2015. Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2015-10-28/8_indonesia.html (дата обращения: 15.12.2015)
8. Lalisang Yeremia. Jokowi dan Hubungan RI-Tiongkok // Kompas Cyber Media (Kompas Gramedia Digital Group). 11.11.2014. Режим доступа: http://nasional.kompas.com/read/2014/11/11/14000091/Jokowi.dan. Hubungan.RI-Tiongkok (дата обращения: 15.12.2015)
9. Liow Joseph Chinyong. What Jokowi takes home to Indonesia // The Brookings Institution. 29.10.2015. Режим доступа: http://www.brookings.edu/blogs/order-from-chaos/posts/2015/10/29-joko-widodo- washington-visit-liow (дата обращения: 15.12.2015)
10. Otniel Tamindael. Indonesia maritime axis to enhance inter-island connectivity. Antara news. 15.11.2014. Режим доступа: http://www.antaranews.com/en/news/96561/indonesia-maritime-axis-to-enhance-inter- island-connectivity (дата обращения: 15.12.2015)
11. Pidato Lengkap. Jokowi di KTT ASEAN Soal Poros Maritim // PT.Viva Media Baru. 14.11.2014. Режим доступа: http://dunia.news.viva.co.id/news/read/558043-pidato-lengkap-jokowi-di-ktt-asean-soal-poros-maritim (дата обращения: 15.12.2015)
12. Siregar Andriyas. Antara Jalur Sutra China dan Proyek Infrastruktur Indonesia. Jokowinomics. 24.04.2015. Режим доступа: http://www.jokowinomics.com/2015/04/24/berita/antara-jalur-sutra-china-dan-proyek- infrastruktur-indonesia/ (дата обращения: 15.12.2015)
13. Yanuar Riezqi Yovanda. Buka Jalur Sutra, RI Siap-siap Kebanjiran Produk China // SINDOnews.com, 26.04.2015. Режим доступа: http://ekbis.sindonews.com/read/994034/34/buka-jalur-sutra-ri-siap-siap-kebanjiran- produk-china-1430028461 (дата обращения: 15.12.2015)
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова Л.М. ИНДОНЕЗИЙСКАЯ «МОРСКАЯ ОСЬ МИРА» И КИТАЙСКИЙ «МОРСКОЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ 21 ВЕКА». Вестник МГИМО-Университета. 2015;(6(45)):196-204. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-6-45-196-204
For citation:
Efimova L.M. INDONESIA’S “MARITIME WORLD FULCRUM” AND CHINA’S “MARITIME SILK ROAD”. MGIMO Review of International Relations. 2015;(6(45)):196-204. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-6-45-196-204