Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Мигрантские перечисления и диаспоральная политика в странах Африки

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-126-154

Аннотация

В последние годы на фоне динамики устойчивого роста объёмов денежных перечислений, поступающих из мигрантских сообществ в страны происхождения, перед развивающимися государствами всё острее встаёт потребность создания и совершенствования институциональных механизмов, которые позволили бы направить эмоциональную привязанность участников диаспор для реализации национальных экономических интересов. В рамках статьи рассматривается роль фактора мигрантских перечислений в выстраивании диаспоральных политик государств в Африке. Подробно изучены две группы из восьми стран – лидеров по доле мигрантских перечислений в ВВП и по абсолютному объёму подобных денежных и натуральных поступлений (Гамбия, Египет, Кения, Лесото, Марокко, Нигерия, Сомали, Южный Судан). Основными критериями сравнения выступают три группы инструментов и практик взаимодействия, направляющих мигрантов стран с диаспорами: формально-институциональные, экономические и социально-культурные. В процессе исследования авторы опираются на неоинституциональный подход, понимая под диаспоральной политикой набор упорядоченных практик в ряде смежных отраслей государственного управления. Сравнение, последовательно проведённое как внутри, так и между группами кейсов, позволяет констатировать существование различных траекторий развития механизмов сотрудничества страны происхождения с диаспорой, а также определить ключевые из этих механизмов. По результатам проведённого исследования удалось установить наиболее перспективные направления развития диаспоральных политик и в то же время выявить факторы, ограничивающие их возможности. К перспективным направлениям развития мы относим создание отдельных платформ диаспорального представительства, углубление сотрудничества государств происхождения и государств пребывания, перенос части механизмов диаспоральной политики на субнациональный и наднациональный уровень. В то же время развитие диаспоральной политики в проанализированных кейсах ограничивается не только недостаточными материальными ресурсами, но и слабостью государственных институтов и нежеланием государств утрачивать контроль над коммуникацией своего населения с внешними акторами. Тем не менее, несмотря на интуитивное предположение о существовании связи между степенью разработанности механизмов сотрудничества с диаспорой, с одной стороны, и величиной мигрантских перечислений в страну происхождения, с другой – эмпирический анализ демонстрирует ограниченность потенциала подобной гипотезы как минимум в африканских реалиях.

Об авторах

И. Д. Лошкарёв
МГИМО МИД России
Россия

Иван Дмитриевич Лошкарёв – кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории, научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ

119454, г. Москва, проспект Вернадского, д.76.



И. С. Копытцев
МГИМО МИД России
Россия

Иван Сергеевич Копытцев – стажер Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ

119454, г. Москва, проспект Вернадского, д.76.



Список литературы

1. Aguinas D.R. 2009. Closing the Distance. How Governments Strengthen Ties with Their Diasporas. Washington: Migration Policy Institute. 105 p.

2. Amagoh F. and Rahman T. 2016. Tapping into the Potential of academic Diaspora for Homeland Development: The Case of Nigeria. Journal of International Migration and Integration. 17(1). P. 35–53. DOI: 10.1007/s12134-014-0376-y.

3. Amoi G.K., and Carver F. 2022. Perceptions about Dual Citizenship and Diaspora Participation in Political, Economic, and Social Life in South Sudan. Diaspora. 22(1). P. 123–135.

4. Arrey S.T. and Ullán de la Rosa F.J. 2021. The Contribution of Somali Diaspora in Denmark to Peacebuilding in Somalia through Multi-Track Diplomacy. Journal of Ethnic and Cultural Studies. 8(2). P. 241–260. DOI: 10.29333/ejecs/642.

5. Arthur E.K., Musau S.M. and Wanjohi F.M. 2020. Diaspora Remittances and Financial Inclusion in Kenya. European Journal of Business and Management Research. 5(2). P. 1-10. DOI: 10.24018/ejbmr.2020.5.2.289.

6. Bennett A. and George A.L. 2005. Case Studies and Theory Development in the Social Sciences. Cambridge: MIT Press. DOI: 10.1177/0276146707305480

7. Brand L.A. 2006. Citizens Abroad: Emigration and the State in the Middle East and North Africa. Cambridge: Cambridge University Press. 246 p. DOI: 10.1017/S0020743809990699.

8. Bruce B. 2018. Transnational Religious Governance as Diaspora Politics: Reporming the Moroccan Religious Field Abroad. Mashriq & Mahjar: Journal of Middle East and North African Migration Studies. 5(1). P. 36–74. DOI: 10.24847/55i2018.159.

9. Bruce B. 2019. Governing Islam Abroad. Turkish and Moroccan Muslims in Western Europe. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 303 p. DOI: 10.1007/978-3-319-78664-3.

10. De Haas H. 2005. International Migration, Remittances and Development: Myths and Facts. Third World Quarterly. 26(8). P. 1269–1284. DOI: 10.1080/01436590500336757.

11. Délano A. and Gamlen A. 2014. Comparing and Theorizing State–Diaspora Relations. Political Geography. №41. P. 43–53. DOI: 10.1016/j.polgeo.2014.05.005.

12. Dessouki A.E.H. 1982. The Shift in Egypt's Migration Policy: 1952–1978. Middle Eastern Studies. 19(1). P. 53–68.

13. Elmi A. 2021. The Politics of the Electoral System in Somalia: An Assessment. Bildhaan: An International Journal of Somali Studies. 21(1). P. 99–113.

14. Gamlen A. 2014. Diaspora Institutions and Diaspora Governance. International Migration Review. 48(1). P. 180–217. DOI: 10.1111/imre.12136.

15. Hellgren Z. and Zapata-Barrero R. 2020. Harnessing the Potential of Moroccans Living Abroad through Diaspora Policies? Assessing the Factors of Success and Failure of a New Structure of Opportunities for Transnational Entrepreneurs. Journal of Ethnic and Migration Studies. 46(10). P. 2027–2044. DOI: 10.1080/1369183X.2018.1559997.

16. Horst C. 2013. The Depoliticization of Diasporas from the Horn of Africa: From Refugees to Transnational Aid Workers. African Studies. 72(2). P. 228–245. DOI: 10.1080/00020184.2013.812881.

17. Kleist N. 2008 Mobilising ‘the Diaspora’: Somali Transnational Political Engagement. Journal of Ethnic and Migration Studies. 34(2). P. 307–323. DOI: 10.1080/13691830701823855.

18. Leblang D. 2017. Harnessing the Diaspora: Dual Citizenship, Migrant Return Remittances. Comparative Political Studies. 50(1). P. 75–101. DOI: 10.1177/0010414015606736.

19. Lindley A. 2009. Between ‘Dirty Money’ and ‘Development Capital’: Somali Money Transfer Infrastructure under Global Scrutiny. African Аffairs. 108(433). P. 519–539.

20. Madibbo A., and Teye-Kau M. 2020. Transnational Migration as a Strategy of Resistance among Refugees: The South Sudanese Diaspora in Canada. Canadian Ethnic Studies. 52(3). P. 27– 45. DOI: 10.1353/ces.2020.0015.

21. Mahieu R. 2015. Feeding the Ties to “Home”: Diaspora Policies for the Next Generations. International Migration. 53(2). P. 397–408.

22. Mahieu R. 2019. Competing Origin-Country Perspectives on Emigrant Descendants: Moroccan Diaspora Institutions’ Policy Views and Practices Regarding the “Next Generation Abroad”. International Migration Review. 53(1). P. 183–209. DOI: 10.1177/0197918318768556.

23. Massey D.S., and Sana M. 2005. Household Composition, Family Migration, and Community Context: Migrant Remittances in Four Countries. Social Science Quarterly. 86(2). P. 509–528. DOI: 10.1111/j.0038-4941.2005.00315.x.

24. Ostrom E. 2005. Understanding Institutional Diversity. Princeton: Princeton University Press. 355 p.

25. Pellerin H. 2013. The ‘Diaspora Option’, Migration and the Changing Political Economy of Development. Review of International Political Economy. 20(1). P. 89–120. DOI: 10.1080/09692290.2011.649294.

26. Pierson P. 2004. Politics in Time: History, Institutions, and Social Analysis. Princeton: Princeton University Press. 212 p. DOI: 10.1515/9781400841080.

27. Wellman E.I., and Whitaker B.E. 2021. Diaspora Voting in Kenya: A Promise Denied. African Affairs. 120(479). P. 199–217. DOI: 10.1093/afraf/adab008.

28. Williams N. 2020. Moving beyond Financial Remittances: The Evolution of Diaspora Policy in Post-Conflict Economies. International Small Business Journal. 38(1). P. 41–62. DOI: 10.1177/0266242619878064.

29. Фокин Ю.Е. (отв. ред.) 2001. Государства и диаспоры: опыт взаимодействия. Москва: Терра. 264 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лошкарёв И.Д., Копытцев И.С. Мигрантские перечисления и диаспоральная политика в странах Африки. Вестник МГИМО-Университета. 2023;16(5):126-154. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-126-154

For citation:


Loshkariov I.D., Kopyttsev I.S. Migrant remittances and diaspora policies in Africa. MGIMO Review of International Relations. 2023;16(5):126-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-126-154

Просмотров: 566


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)