Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Влияние международной помощи на политические риски для прямых иностранных инвестиций

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-155-188

Аннотация

В последнее десятилетие на первый план в международном дискурсе вышел вопрос о расширении участия частного бизнеса в достижении целей устойчивого развития, в том числе в юрисдикциях с высоким уровнем риска. Эта задача может решаться с применением как инновационных инструментов мобилизации ресурсов частного сектора (квалифицируемых в настоящее время в ОЭСР как официальная помощь развитию (ОПР)), так и классических мер внешней поддержки самих нуждающихся стран, на которые пока приходится почти весь объём направляемых им средств. Цель обзора – оценить научный опыт осмысления проблемы влияния традиционных инструментов международной помощи на политические риски для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), обозначить имеющиеся ограничения и наметить пути их преодоления. 
В первом разделе кратко раскрыта суть заявленной проблемы и описаны принципы отбора литературы с применением библиографической базы Google Scholar. Во втором разделе наиболее релевантные работы классифицированы и сопоставлены по формальным признакам и методологическим параметрам. В последующих двух разделах обобщены результаты осмысления митигирующего воздействия международной помощи в целом и её влияния на отдельные виды политических рисков – экспроприацию, терроризм и коррупцию. В последнем разделе рассмотрена отдельная подгруппа работ, посвящённых специфическому опыту КНР как крупнейшего незападного донора.
Проведённый библиометрический анализ позволяет сделать вывод: степень научной разработанности заявленной проблематики не соответствует уровню внимания, уделяемому ей в политическом дискурсе. Ощущается дефицит трудов, охватывающих весь спектр основных политических рисков для бизнеса. Лишь в исключительных случаях разграничивается митигирующий эффект грантов и кредитов, инструментов с разным целевым назначением; потоков, направляемых по правительственной линии и в обход официальных институтов. Нет исследований, которые бы рассматривали проблему митигации политических рисков для ПИИ посредством ОПР применительно ко всей совокупности западных и незападных провайдеров или изучали опыт любых других стран вне ОЭСР, кроме Китая. Преимущественно работы зарубежных учёных по заявленной проблематике не охватывают всех реципиентов, в их фокусе оказывается африканский континент, а разграничения между категориями получателей помощи – «хрупкими» и стабильными государствами, странами с различным уровнем дохода и т.д. – проводятся крайне редко. Наконец, пока в релевантных работах не изучались данные за период после начала пандемии COVID-19, которая внесла коррективы и в представления о политических рисках для транснационального бизнеса, и в распределение потоков международной помощи и ПИИ. Всё это указывает на наличие исследовательской ниши, заполнение которой будет иметь не только научное, но и прикладное значение.

Об авторе

В. И. Бартенев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Владимир Игоревич Бартенев – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института перспективных стратегических исследований

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.



Список литературы

1. Asiedu E., Jin Y., Nandwa B. 2009. Does Foreign Aid Mitigate the Adverse Effect of Expropriation Risk on Foreign Direct Investment? Journal of International Economics. 78(2). P. 268–275. DOI: 10.1016/j.jinteco.2009.03.004

2. Asiedu E., Villamil, A. P. 2002. Imperfect Enforcement, Foreign Investment, and Foreign

3. Aid. Macroeconomic Dynamics. Cambridge University Press. 6(4). P. 476–495. DOI: 10.1017/S1365100501010070.4. 465100501010070

4. Bahoo S. et al. 2023. Corruption, Formal Institutions, and Foreign Direct Investment: The Case of OECD Countries in Africa. Thunderbird International Business Review. 65(5). P. 461–483. DOI: 10.1002/tie.22361

5. Bandyopadhyay S., Sandler T., and Younas J. 2014. Foreign Direct Investment, Aid, and Terrorism. Oxford Economic Papers. №1. P. 25–50. DOI: 10.1093/oep/gpt026

6. Biglaiser G., Lee H., Staats L. 2016. The Effects of the IMF on Expropriation of Foreign Firms. Review of International Organisations. №11. P. 1–23. DOI: 10.1007/s11558-015-9226-8

7. Blanton S.L., Machain C.M. 2022. US Military Aid, Political Risk Insurance, and Foreign Direct Investment: Overcoming Obstacles to US Foreign Policy. Journal of Political & Military Sociology. 49(1). P.87–119.

8. Brautigam D. 2011. The Dragon’s Gift: The Real Story of China in Africa. Oxford University Press.

9. Donaubauer J., Herzer D., Nunnenkamp P. 2014. Does Aid for Education Attract Foreign Investors? An Empirical Analysis for Latin America. №26. P. 597–613. DOI: 10.1057/ejdr.2013.47

10. Efobi U., Asongu S. Beecroft I. 2018. Aid, Terrorism, and Foreign Direct Investment: Empirical Insight Conditioned on Corruption Control. International Economic Journal. 32(4). P. 610–630. DOI: 10.1080/10168737.2018.1549089

11. Fon R., Alon I. 2022. Governance, Foreign Aid, and Chinese Foreign Direct Investment.

12. Thunderbird International Business Review. 64(2). P. 179–201. DOI: 10.1002/tie.22257

13. Gamso J., Dimitrova A. 2023. Rewarding a Friend: Does the World Bank Direct Non-Commercial Risk Insurance to Countries that Support US Foreign Policy Interests? New Political Economy. DOI: 10.1080/13563467.2023.2230557

14. Gamso J., Neslon R.C. 2019. Does Partnering with the World Bank Shield Investors from Political Risks in Less Developed Countries? Journal of World Business. 54(5). DOI: 10.1016/j. jwb.2019.100997

15. Garriga A., Phillips, B. 2014. Foreign Aid as a Signal to Investors: Predicting FDI in PostConflict Countries. The Journal of Conflict Resolution. 58(2). P. 280–306. 10.1177/002200271246

16. Harm P., Lutz M. 2006. Aid, Governance and Private Foreign Investment: Some Puzzling Findings for the 1990s. Economic Journal. 116(513). P. 773–790. DOI: 10.1111/j.14680297.2006.01111.x

17. Jensen N. et al. 2014. Crisis and Contract Breach: The Domestic And International Determinants of Expropriation. Working Paper. URL: https://www.natemjensen.com/wp-content/uploads/2014/09/Crisis-Expro-Nov11.pdf (accessed: 25.10.2023).

18. Jensen N. et al. 2020. Crisis and Contract Breach: The Domestic and International Determinants of Expropriation. Review of International Organisations. №15. P. 869–898. DOI: 10.1007/ s11558-019-09363-z

19. Jensen N., Behmer T. 2018. Home Country Attributes and Elite Evaluations of Political Risk Abroad. Unpublished Manuscript. April 14. URL: https://www.natemjensen.com/wp-content/uploads/2018/04/Jensen-Behmer-Home-Country-Attributes-Working-Paper-Version.pdf (accessed 25.10.2023)

20. Jin Y., Zeng Z. 2017. Expropriation and Foreign Direct Investment in a Positive Economic Theory of Foreign Aid. Economic Theory. 64(1). P. 139–160. DOI: 10.1007/s00199-016-0973-4

21. Jodice D.A. 1980. Sources of Change in Third World Regimes for Foreign Direct Investment, 1968–1976. International Organization. 34(2). P. 177–206. DOI: 10.1017/S0020818300018737

22. Kimura H., Todo Y. 2007. Is Foreign Aid a Vanguard of FDI? A Gravity-Equation Approach. RIETI Discussion Paper Series. 07-E-007. URL: https://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/07e007. pdf (accessed 25.10.2023)

23. Kimura H., Todo Y. 2010. Is Foreign Aid a Vanguard of Foreign Direct Investment? A Gravity-

24. Equation Approach. World Development. 18(4). P. 482–497. DOI: 10.1016/j.worlddev.2009.10.005 Lee C. 2017. Terrorism, Counterterrorism Aid, and Foreign Direct Investment. Foreign Policy Analysis. №1. P. 168–187. DOI:10.1111/fpa.12087

25. Li J. et al. 2013. The Two-Tier Bargaining Model Revisited: Theory and Evidence from China’s Natural Resource Investments in Africa. Global Strategy Journal. 3(4). P. 300–321. DOI: 10.1111/j.2042-5805.2013.01062.x

26. Lu J., Huang X. Muchiri M. 2017. Political Risk and Chinese Outward Foreign Direct Investment to Africa: The Role of Foreign Aid. Africa Journal of Management. 3(1). P. 82–98. DOI: 10.1080/23322373.2016.1275941.

27. Lu J., Li W., Wu A. 2018. Political Hazards and Entry Modes of Chinese Investments in Africa. Asia Pacific Journal of Management. №35. P. 39–61. DOI: 10.1007/s10490-01-9514-3

28. Mishra Sh., Fedorenko E. 2019. The Relationship of Foreign Aid and Foreign Direct Investment in Nepal. Vestnik Mirbis. 1(17). P. 79–84.

29. O’Neill D. 2010. Risky Business: The Political Economy of China’s Outward Foreign Direct Investment. Arts & Sciences Electronic Theses and Dissertations. DOI: 10.7936/K7X34VQX.

30. O’Neill D. 2011. Risky Business: China's Foreign Direct Investment and Aid to Developing States. APSA 2011 Annual Meeting Paper.

31. O’Neill D. 2014. Risky Business: The Political Economy of Chinese Investment in Kazakhstan. Journal of Eurasian Studies. 5(2). P. 145–156. DOI: 10.1016/j.euras.2014.05.007

32. Peinhardt C., Allee T. 2016. Political Risk Insurance as Dispute Resolution. Journal of International Dispute Settlement. 7(1). P. 205–224. DOI: 10.1093/jnlids/idv034

33. Perry M.B. 1996. A Model for Efficient Foreign Aid: The Case for the Political Risk Insurance Activities of the Overseas Private Investment Corporation. Virginia Journal of International Law. №36. P. 511–588.

34. Ramamurti R. 2001. The Obsolescing Bargaining Model? MNC-Host Developing Country Relations Revisited. Journal of International Business Studies. 32(1). P. 23–39. DOI: 10.1057/palgrave.jibs.8490936

35. Selaya P., Sunesen E. 2012. Does Foreign Aid Increase Foreign Direct Investment? World Development. 40(11). P. 2155–2176. DOI: 10.1016/j.worlddev.2012.06.001

36. Van der Veen A. M. 2011. Ideas, Interests and Foreign Aid. Cambridge University Press. 312 p.

37. Wang H. et al. 2022. Does Foreign Aid Reduce the Country's Risk of OFDI? The Chinese Experience. International Studies of Economics. 18(2). P. 238–258. DOI: 10.1002/ise3.20

38. Бартенев В.И. 2023. Содействие международному развитию и политические риски для внешнеэкономической деятельности: логика сопряжения тем. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 15(1). С. 133– 163. DOI: 10.48015/2076-7404-2023-15-1-133-163.

39. Братерский М.В. 2010. Экономические инструменты внешней политики и политические риски. Москва: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики. 230 c.

40. Дегтерев Д.А. 2012. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов. Вестник МГИМО- Университета. 2(23). С. 47–58. DOI: 10.24833/2071-8160-2012-2-23-47-58

41. Максимова А.В. 2015. Что ценим, то и оцениваем: оценка результативности содействия международному развитию. Вестник международных организаций. 10(1). С. 56–79. DOI: 10.17323/1996-7845-2015-01-44

42. Силкин В.В. 2011. Политические риски и прямые иностранные инвестиции: международное страхование (Часть 2). Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». №4. С. 46–54.

43. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт. 2018. Под ред. В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Н.В. Тогановой. Москва: ИМЭМО РАН. DOI: 10.20542/978-5-9535-0548-2


Рецензия

Для цитирования:


Бартенев В.И. Влияние международной помощи на политические риски для прямых иностранных инвестиций. Вестник МГИМО-Университета. 2023;16(5):155-188. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-155-188

For citation:


Bartenev V.I. Foreign Aid’s Effect on Political Risks for Foreign Direct Investment: A Literature Review. MGIMO Review of International Relations. 2023;16(5):155-188. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-155-188

Просмотров: 577


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)