Имманентная критика «Предложения ЕС» в контексте диалоге Белград – Приштина
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-5-98-100-119
Аннотация
В статье проводится анализ взаимодействия представителей Белграда и Брюсселя в процессе принятия предложения ЕС (EU Proposal). Автор выделяет ряд факторов, приводящих к расхождению позиций Белграда и Брюсселя. Одной из ключевых проблем стала преждевременная передача полномочий от Миссии ООН в Косово (МООНК) к Европейскому Союзу, вызванная неспособностью МООНК обеспечить защиту неалбанского населения Косово и провалом переговоров о статусе региона, что в итоге привело к одностороннему провозглашению независимости Косово. Несмотря на достигнутые технические соглашения, поддерживавшие регион на пути европейской интеграции, ЕС столкнулся с рядом кризисов, включая массовый выход косовских сербов из политических, судебных и полицейских структур, что осложнилось ситуацией, связанной с конфликтом на Украине. Эти факторы ускорили переход к неформальным соглашениям, не требующим законодательного одобрения и находящимся вне контроля избирателей. Основная цель предложения ЕС — ускорить процесс нормализации, однако его ключевое положение, обязывающее Сербию фактически признать независимость Косово, Белград рассматривает как пересечение «красной линии». Несмотря на отсутствие юридически обязывающей силы, ЕС располагает значительными рычагами давления, включая возможность введения экономических санкций, которые, однако, могут усилить антиевропейские настроения. В статье делается вывод, что стратегия ЕС, основанная на неформальных соглашениях и избегании прямой конфронтации, в перспективе может способствовать достижению результатов, но при этом усиливает политическую напряжённость как в Сербии, так и в Косово. Конечный результат применения данного подхода остаётся неопределённым и может иметь долгосрочные последствия для ЕС и стабильности в регионе Западных Балкан.
Об авторах
А. СемёновРоссия
Андрей Семенов — доктор философии, доцент кафедры социологии философского
факультета Приштинского университета в Косовска-Митровице
Филипа Вишнича, Косовска-Митровица, 38220
И. Башчаревич
Сербия
Иван Башчаревич — доктор философии, доцент кафедры социологии философского
факультета Приштинского университета в Косовска-Митровице.
Филипа Вишнича, Косовска-Митровица, 38220
Список литературы
1. Armakolas I. and Ker-Lindsay J. (eds.). 2020. The Politics of Recognition and Engagement: EU Member State Relations with Kosovo. Cham: Palgrave Macmillan. 245 p.
2. Baracani E. 2020. Evaluating EU Actorness as a State-Builder in ‘Contested’ Kosovo. Geopolitics 25(2). P. 362–386. DOI: 10.1080/14650045.2018.1563890
3. Bargués P., Dandashly A., Dijkstra H. and Noutcheva G. 2024. Engagement against All Odds? Navigating Member States’ Contestation of EU Policy on Kosovo. The International Spectator. 59(1). P. 19–38. DOI: 10.1080/03932729.2023.2295893
4. Beysoylu C. 2017. The European Union and Peace Implementation: The Case of Brussels Dialogue between Kosovo and Serbia. Armakolas I. (ed) State-Building in Post-Independence Kosovo: Policy Challenges and Societal Considerations. Pristina: Kosovo Foundation for Open Society. P. 189–213.
5. Beysoylu C. 2020. Implementing Brussels Agreements: The EU’s Facilitating Strategy and Contrasting Local Perceptions of Peace in Kosovo. Elbasani A. (ed) International-Led Statebuilding and Local Resistance. New York: Routledge. P. 55–70. DOI: 10.4324/9781003000730
6. Bieber F. 2015. The Serbia – Kosovo Agreements: an EU Success Story? Review of Central and East European Law. 40(3-4). P. 285–319. DOI: 10.1163/15730352-04003008
7. Blumi I. 2020. The Albanian Question Looms over the Balkans again. Current History. 119(815). P. 95–100. DOI: 10.1525/curh.2020.119.815.95
8. Castaldo A. 2020. Back to Competitive Authoritarianism? Democratic Backsliding in Vučić’s Serbia. Europe-Asia Studies. 72(10). P. 1617–1638. DOI: 10.1080/09668136.2020.1817860
9. Chesterman S. 2002. Legality versus Legitimacy: Humanitarian Intervention, the Security Council, and the Rule of law. Security Dialogue. 33(3). P. 293–307. DOI: 10.1177/0967010602033003005
10. Cirkovic E. 2010. An Analysis of the ICJ Advisory Opinion on Kosovo's Unilateral Declaration of Independence. German Law Journal. 11(7–8). P. 895–912. DOI: 10.1017/S2071832200018915
11. Costamagna C.V. 2023. War in Ukraine as a Long-Term Effect of NATO Intervention against Yugoslavia? An overview. Sociološki Pregled. 57(2). P. 541–561. DOI: 10.5937/socpreg57-42985 de Wet E. 2009. The Governance of Kosovo: Security Council Resolution 1244 and the Es-tablishment and Functioning of Eulex. American Journal of International Law. 103(1). P. 83–96. DOI: 10.2307/20456723
12. Economides S. and Ker-0Lindsay J. 2015. ‘Pre-Accession Europeanization’: The Case of Serbia and Kosovo. JCMS: Journal of Common Market Studies. 53(5). P. 1027–1044.
13. Hilpold P. 2009. The Kosovo Case and International Law: Looking for Applicable Theories. Chinese Journal of International Law. 8(1). Р. 47–61. DOI: 10.1093/chinesejil/jmn042
14. Jovanovic S. 2023. The Evolution of Serbian Foreign Policy under Vucic: Navigating between the European Union and Russia. Perspective Politice. 16(1-2). P. 106–123. DOI: 10.25019/ perspol/23.16.7
15. Lefteratos A. 2023. Contested Statehood, Complex Sovereignty and the European Union's Role in Kosovo. European Security. 32(2). Р. 294–313. DOI: 10.1080/09662839.2022.2138350
16. Lika L. 2024. The Meaning of the Western Balkans Concept for the EU: Genuine Inclusion or Polite Exclusion? Southeast European and Black Sea Studies. 24(1). P. 63–78. DOI: 10.1080/14683857.2023.2170204
17. Osmani S. 2011. NATO's Credibility in the. Kosovo War. Sigma: Journal of Political Science and International Relations. 28(7). https://scholarsarchive.byu.edu/sigma/vol28/iss1/7/
18. Proroković D. 2022. The Partition of Kosovo and Metohija: Reality or Delusion? Vojno delo. 74(2). P. 55–74. DOI: 10.5937/vojdelo2202055P
19. Proroković D. and Entina E. 2023. Open Balkan: А New International Organization or an Unsustainable Initiative? International Organisations Research Journal. 18(2). P. 106–121. DOI: 10.17323/1996-7845-2023-02-06.
20. Radeljić B. and Đorđević V. 2020. Clientelism and the Abuse of Power in the Western Balkans. Journal of Balkan and Near Eastern Studies. 22(5). P. 597–612. DOI: 10.1080/19448953.2020.1799299 Radeljić B. and Özşahin M.C. 2023. The Inefficiency of EU leverage in Serbia during the Russia-Ukraine War. Southeast European and Black Sea Studies. 23(4). P. 697–716. DOI: 10.1080/14683857.2023.2255029
21. Reis L. 2022. From a Protectorate to a Member State of the European Union: Assessing the EU's Role in Kosovo. Costa B.F. (ed.) Challenges and Barriers to the European Union Expansion to the Balkan Region. IGI Global. P. 278–296. DOI: 10.4018/978-1-7998-9055-3.ch015
22. Romashov Yu.S., Ostroukhov N.V. 2018. Pravovaya priroda ustnykh mezhdunarodnykh dogovorov [The Legal Nature of Oral International Treaties]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. №4. P. 254–269. DOI: 10.17323/2072-8166.2018.4.254.269. (In Russian)
23. Semenov A. 2022a. Legal and Political Contradictions in Kosovo: Limits of the Brussels Agreement. SAGE Open. 12(4). P. 1–10. DOI: 10.1177/21582440221143307
24. Semenov A. 2022b. An Analysis of Aleksandar Vučić’s 2019 National Assembly Speech. Journal of Contemporary Central and Eastern Europe. 30(2). P. 259–272. DOI: 10.1080/25739638.2022.2092260
25. Surlić S. 2017. Constitutional Design and Cultural Cleavage: UNESCO and the Struggle for Cultural Heritage in Kosovo. Politička misao. 54(4). P. 109–125. https://hrcak.srce.hr/file/280573
26. Tadić K. and Elbasani A. 2020. State-Building and Patronage Networks: How Political Parties Embezzled the Bureaucracy in Post-War Kosovo. Elbasani A (ed.) International-Led Statebuilding and Local Resistance. New York: Routledge. Р. 37–54.
27. Tota E. and Culaj G. 2023. Open Balkan Initiative: a Contested Issue in the EU Membership Perspective. Journal of Liberty and International Affairs. 9(1). P. 312–324. DOI: 10.47305/ JLIA2391318t
28. Tricot R. and Sander B. 2011. The Broader Consequences of the International Court of Justice’s Advisory Opinion on the Unilateral Declaration of Independence in Respect of Kosovo’. Columbia Journal of Transnational Law. 49(2). P. 321–363. https://ssrn.com/abstract=1841803
29. Trošić S.J. and Arnaudov M. 2023. Open Balkans-Between Economic Opportunities and Political Reality. In Proceedings of the International Scientific Conference» Social Changes in the Global World. 2(10). P. 511–520. DOI: 10.46763/SCGW232511jt
30. Tziampiris A. 2005. Kosovo’s Future Sovereignty: A Role for the European Union. Southeast European and Black Sea Studies. 5(2). P. 285–299. DOI: 10.1080/14683850500122950
31. Wheeler N.J. 2000. Reflections on the Legality and Legitimacy of NATO's Intervention in Kosovo. The International Journal of Human Rights. 4(3-4). P. 144–163. DOI: 10.1080/13642980008406897
32. Yannis A. 2004. The UN as Government in Kosovo. Global governance. №10. P. 67–81. DOI: 10.1163/19426720-01001007
33. Ромашев Ю.С., Остроухов Н.В. 2018. Правовая природа устных международных договоров. Право. Журнал Высшей школы экономики. №4. P. 254–269. DOI: 10.17323/20728166.2018.4.254.269
Рецензия
Для цитирования:
Семёнов А., Башчаревич И. Имманентная критика «Предложения ЕС» в контексте диалоге Белград – Приштина. Вестник МГИМО-Университета. 2024;17(5):100-119. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-5-98-100-119
For citation:
Semenov A., Baščarević I. Unraveling Incongruence: The EU Proposal in the Belgrade-Pristina Dialogue. MGIMO Review of International Relations. 2024;17(5):100-119. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-5-98-100-119