Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Помощь школьному образованию в повестке Нового банка развития

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-6-99-175-204

Аннотация

Несмотря на существовавшие в середине 2010-х годов ожидания, что Новый банк развития сможет стать значимым новым донором помощи образованию, за первые девять лет работы банка образовательные проекты составляют менее 0,3% его кредитного портфеля. Что объясняет такую низкую вовлеченность НБР в эту область? На материале первоисточников (официальных документов БРИКС и НБР, выступлений представителей стран-членов, статистических данных о получаемой международной помощи) в статье прослеживается, как менялось место помощи школьному образованию в повестке и практической деятельности НБР, а также проверяется несколько возможных объяснений этих изменений: динамика предпочтений стран БРИКС в отношении образовательного сотрудничества, смена высшего руководства Банка, влияние пандемии COVID-19, уровень потребности стран-членов НБР в помощи образованию, а также логика разделения труда между «старыми» и «новыми» многосторонними банками развития. 
Результаты исследования показывают, что исходное появление образования как одной из второстепенных тем в повестке НБР можно рассматривать как успешный кейс «управления посредством постановки целей»: оно было связано со стремлением банка в репутационных целях охватить своей деятельностью максимально широкий спектр ЦУР. Затем рост внимания на высшем и министерском уровне к образовательному сотрудничеству в рамках БРИКС, в том числе в результате осознания негативного влияния пандемии COVID-19 на прогресс в этой сфере, а также приход нового руководства НБР в лице Дилмы Руссефф способствовали постепенному закреплению темы развития социальной инфраструктуры (в частности, образовательной) как одного из приоритетов банка. Однако увеличение частоты упоминаний образования в декларациях и стратегических документах пока не привело к наращиванию объёмов финансирования проектов в этой области. Это объясняется: 1) сложившейся системой разделения труда между «старыми» (ВБ, МАБР, АзБР и др.) и «новыми» (НБР, АБИИ) банками развития, где первые с 1990-х годов всё активнее финансируют проекты в социальном секторе в ущерб традиционным инфраструктурным проектам, а вторые были созданы как раз для компенсации возникшего дефицита инфраструктурного финансирования; 2) отсутствием на данный момент у стран-членов НБР явного интереса в изменении этого распределения функций. Вместе с тем, стагнация объёмов и политизация помощи школьному образованию со стороны традиционных доноров в сочетании с сохраняющейся потребностью многих развивающихся стран в международном содействии развитию своих образовательных систем делает актуальной для БРИКС задачу совершенствования механизмов образовательного сотрудничества как внутри объединения, так и с другими странами мирового большинства.

Об авторах

Р. Р. Садыков
Министерство иностранных дел Российской Федерации; МГИМО МИД России
Россия

Родион Рамилевич Садыков – третий секретарь Департамента Африки; аспирант кафедры мировых политических процессов

119200, Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34; 119454, Москва, пр-т Вернадского, 76



Е. И. Учаев
МГИМО МИД России
Россия

Евгений Иванович Учаев – преподаватель кафедры мировых политических процессов

119454, Москва, пр-т Вернадского, 76



Список литературы

1. Alden C., le Pere G. 2024 Southern multilateralism from IBSA to NDB: Synergies, continuities and regional options. Global Policy. 15(2). P. 389-397. DOI: 10.1111/1758-5899.13246.

2. Bradlow D.D., Masamba M.L. 2024. The New Development Bank in Africa: Mid‐term evaluation and lessons learned. Global Policy. 15(2). P. 427-433. DOI: 10.1111/1758-5899.13310.

3. Chin G.T. 2024. Introduction – The evolution of New Development Bank (NDB): A decade plus in the making. Global Policy. 15(2). P. 368-382. DOI: 10.1111/1758-5899.13399.

4. Chin G.T., Kamal R.D. 2024. Bangladesh and New Development Bank (NDB): Accession and after, money and more. Global Policy. 15(2). P. 414-426. DOI: 10.1111/1758-5899.13379.

5. Cooper A.F. 2016. The BRICS: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press. 160 p.

6. Cooper A.F., Cannon B.J. 2024. The United Arab Emirates and the New Development Bank: Mutual interests and first-mover advantages. Global Policy. 15(2). P. 398-404. DOI: 10.1111/17585899.13249.

7. Dmitrieva V.A., Kuznetsov D.A. 2024. The Role of the IBSA Fund in Foreign Aid Policies of IBSA and BRICS Member States. MGIMO Review of International Relations. 17(1). P. 113-134. DOI: 10.24833/2071-8160-2024-1-94-113-134.

8. Heyneman S.P., Lee B. 2016. International organizations and the future of education assistance. International Journal of Educational Development. Vol. 48. P. 9-22. DOI: 10.1016/j. ijedudev.2015.11.009.

9. Hofman B., Srinivas P.S. 2024. New Development Bank's role in the global financial architecture. Global Policy. 15(2). P. 451-457. DOI: 10.1111/1758-5899.13389.

10. Kanie N., Biermann F. (eds.) 2017. Governing Through Goals: Sustainable Development Goals as Governance Innovation. Cambridge, MA: The MIT Press. 333 p. DOI: 10.7551/mitpress/10894.001.0001.

11. Kapur D., Lewis J.P., Webb R. 1997. The World Bank: Its First Half Century. Volume 1: History. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. 1275 p.

12. Lenz T., Ceka B., Hooghe L., Marks G., Burilkov A. 2023. Discovering cooperation: Endogenous change in international organizations. Review of International Organizations. 18(4). P. 631666. DOI: 0.1007/s11558-022-09482-0.

13. Lyne M.M., Nielson D.L., Tierney M.J. 2009. Controlling coalitions: Social lending at the multilateral development banks. Review of International Organizations. 4(4). P. 407-433. DOI: 10.1007/ s11558-009-9069-2.

14. Mendez A. 2024. Latin American agency: The New Development Bank, Uruguay's accession and Brazilian influence. Global Policy. 15(2). P. 405-413. DOI: 10.1111/1758-5899.13214. DOI: 1758-5899.13214.

15. Nanwani S. 2024. The New Development Bank: Directions on strategic partnerships. Global Policy. 15(2). P. 434-442. DOI: 10.1111/1758-5899.13268.

16. Rosenau J.N. 2008. People Count! Networked Individuals in Global Politics. Boulder, CO: Paradigm Publishers. 200 p.

17. Sakwa R. 2019. The International System and Models of Global Order. Russia in Global Affairs. 17(3). P. 8-31. DOI: 10.31278/1810-6374-2019-17-3-8-31.

18. Stuenkel O. 2020. The BRICS and the Future of Global Order, Second edition. Lanham: Lexington Books. 264 p.

19. Sumida S. 2017. Donor’s motivation of the educational aid. International Journal of Educational Development. Vol. 55. P. 17-29. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.04.004.

20. Wade R. 1997. Greening the bank: The struggle over the environment, 1970-1995. The World Bank: Its First Half Century. Volume 2: Perspectives. Ed. by D. Kapur, J.P. Lewis, R. Webb. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. P. 611-734.

21. Лебедева М.М. 2022. Влияние пандемии COVID-19 на мировую политику. Вестник МГИМО-Университета. 15(1). С. 92-110. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-1-82-92-110.

22. Морозкина А.К., Григорьев Л.М. 2023. Новый банк развития и цели устойчивого развития: выполняет ли банк свой мандат? Современная мировая экономика. 1(3). C. 95-112. DOI: 10.17323/2949-5776-2023-1-3-95-112.

23. Морозкина А.К., Сабельникова Е.М. 2017. Вклад многосторонних банков развития в финансирование систем образования в развивающихся странах. Вестник международных организаций. 12(1). С. 24-42. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-24.

24. Садыков Р.Р. 2022. Значение школьного образования в современных мирополитических процессах. Вопросы политологии. 12(6). С. 1996-2003. DOI: 10.35775/PSI.2022.82.6.019.

25. Садыков Р.Р. 2024. Трансформация глобальной помощи: анализ эволюции международной политики содействия развитию и оптимизация стратегий в период 2000-2030 гг.

26. Управление и политика. 3(1). С. 58-76. DOI: 10.24833/2782-7062-2024-3-1


Рецензия

Для цитирования:


Садыков Р.Р., Учаев Е.И. Помощь школьному образованию в повестке Нового банка развития. Вестник МГИМО-Университета. 2024;17(6):175-204. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-6-99-175-204

For citation:


Sadykov R., Uchaev Ye. New Development Bank as Aid Donor to School Education. MGIMO Review of International Relations. 2024;17(6):175-204. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-6-99-175-204

Просмотров: 1088


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)