Реакция Всемирного совета церквей на Украинский кризис (2022–2024 гг.)
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2025-3-102-134-161
Аннотация
В статье исследуется реакция Всемирного совета церквей (ВСЦ) на Украинский кризис (2022–2024 гг.) с позиций критической теории международных отношений. Автор предлагает рассматривать ВСЦ как специфический тип транснациональной «органической интеллигенции» глобального христианства, действующей на основе собственного постоянного бюрократического аппарата и финансовых ресурсов, поступающих преимущественно от протестантских церквей Европы и Северной Америки. Методическую базу исследования составил качественный анализ официальных документов и публичных заявлений ВСЦ, позволяющий показать, как Совет в роли органической интеллигенции активно транслирует и утверждает универсалистские ценности, соответствующие западной либеральной модели современности. Отдельное внимание уделяется тому факту, что, несмотря на жёсткую критику России в контексте Украинского кризиса, ВСЦ воздержался от исключения Русской православной церкви. Автор аргументирует, что это решение обусловлено стремлением Совета сохранить межцерковный диалог, обеспечить возможность своего влияния на РПЦ и таким образом расширить собственную роль и позиции в глобальном христианском сообществе. Делается вывод о том, что институциональная природа и западная направленность ВСЦ ограничивают его нейтральность.
Об авторе
Д. Э. АракелянРоссия
Данил Эдуардович Аракелян – сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, вице-модератор Комиссии «Молодёжь в экуменическом движении» Всемирного совета церквей
115191, Россия, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22
Список литературы
1. Anievas A. (2010). Marxism and World Politics: Contesting Global Capitalism. Routledge.
2. Cox R.W. 1983. Gramsci, Hegemony and International Relations: An Essay in Method. Millenium – Journal of International Studies. 12(162). P. 162–175.
3. Curanović A. 2024. The Russian Orthodox Church and the West: On a Quest to Bring Down the Liberal Project. The Palgrave Handbook of Non-State Actors in East-West Relations Cham: Palgrave Macmillan.
4. Forrester D. 1997. Living in Truth and Unity: The Church as a Hermeneutic of Law and Gospel. Ecclesiology and Ethics: Ecumenical Ethical Engagement, Moral Formation and the Nature of the Church. Geneva: WCC Publications. P. 92–104.
5. Gill S. (1990). American Hegemony and the Trilateral Commission. Cambridge University Press.
6. Graz J.-Ch. (2003). "How powerful are Transnational Elite Clubs? The Social Myth of the World Economic Forum". New Political Economy, 8(3), 321–340.
7. Hadsell H. 2006. Ecumenical Social Ethics Now. Beyond Ideals: A Way Ahead for Ecumenical Social Ethics. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans. P. 17–29.
8. Hovorun C. 2023. Can ‘Ecumenism as Usual’ Be Possible in the Wake of the War in Ukraine? Ecumenical Trends. 52(5). P. 25–31.
9. Kim Heung Soo. 2011. The Korean War (1950-1953) and Christianity: Pro-American Activities of the Christian Churches and the North Korean Reactions. Madang. 16. P. 135–158.
10. Mearsheimer J.J. 1994. The False Promise of International Institutions. International Security. 19(3). P. 5–49.
11. Rasmussen L. 1997. The Right Direction, but a Longer Journey. Ecclesiology and ethics: ecumenical ethical engagement, moral formation and the nature of the church. Geneva: WCC Publications. P. 105–111.
12. Sklair L. (2001). The Transnational Capitalist Class. Oxford: Blackwell.
13. Агаджанян А. 2012. «Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна (теоретическое эссе). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 83–110.
14. Алескерова С.Э. 2011. Всемирный совет церквей: экуменическое движение или организация объединённых религий. Современные фундаментальные и прикладные исследования. №2. С. 56–59.
15. Городилова Л.А. 2022. Модели экуменического диалога в дискурсе Русской православной церкви Московского патриархата. Концепт: Философия, религия, культура. 2(22). С. 59–70. DOI: 10.24833/2541-8831-2022-2-22-59-70
16. Грамши А. 1959. Избранные произведения в трех томах. Том 3. Москва: Издательство иностранной литературы.
17. Звонарёв С.Л. 2025. Вступление Русской православной церкви во Всемирный совет церквей в контексте церковно-государственных отношений в СССР. Вестник ПСТГУ. №122. С. 164–180. DOI: 10.15382/sturII2025122.164-180
18. Калканджиева Д. 2017. Болгарская православная церковь и экуменическое движение после Второй мировой войны. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 64–80. DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-1-64-80
19. Касаткин П.И. 2010. Русская православная церковь как актор современной мировой политики. Вестник МГИМО-Университета. 6(15). С. 141–155.
20. Кечкин И.Э. 2021. Православная Церковь и экуменизм: анализ диалога и взаимодействия на основе официальных документов Всемирного совета церквей (ВСЦ). НИР: грант № 21-011-44111. Российский фонд фундаментальных исследований.
21. Кечкин И., Письменюк И. 2022. Участие профессоров Московской духовной академии в работе Всемирного совета церквей (по документам ВСЦ). Церковный историк. 2(8). С. 211–217. DOI: 10.31802/CH.2022.8.2.013
22. Кунтер К. 2017. Был ли третий путь? Всемирный совет церквей в период холодной войны. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 147–163. DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-1-147-163
23. Кюнг Г. 2020. Великие христианские мыслители. Санкт-Петербург: Алетейя.
24. Лактюхин Д. А. 2022. Внешняя церковная деятельность Московского Патриархата в годы «нового курса» Советского государства в отношении Церкви (1946–1953 гг.). Христианство на Ближнем Востоке. 6(4). DOI: 10.24412/2587-9316-2022-00290. С. 166–202.
25. Ливцов В. А. 2010a. Формирование основных принципов взаимодействия Русской православной церкви со Всемирным советом церквей от Нью-Дели до Упсалы (1961–1968). Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 1(35). С. 39–44.
26. Ливцов В.А. 2010b. Участие Русской православной церкви в формировании православного экуменизма в середине XX в. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2(10). С. 66–70.
27. Ливцов В.А. 2010c. Взаимодействие Русской православной церкви со Всемирным советом церквей от Упсалы до Найроби. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 3(11). С. 63–67.
28. Пивоваров Н. 2017. Кого приглашали в СССР и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943–1985). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 185–215. DOI: 10.22394/2073-7203-35-1-185-215 Православие и экуменизм. 1998. Москва: Изд-во МФТИ.
29. Толкачёв В.В. 2013. Религиозные акторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития. Вестник МГИМО-Университета. 3(30). С. 75–80. DOI: 10.24833/2071-8160-2013-3-30-75-80
30. Церковь, церкви и Всемирный совет церквей: Экклезиологическое значение Всемирного совета церквей. 1998. Православие и экуменизм. Москва: Изд-во МФТИ. С. 188.
31. Шишков А. 2017. Два экуменизма: консервативные христианские альянсы как новая форма экуменического взаимодействия. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 269–300.
32. Штекль К. 2012. Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 89–111.
Рецензия
Для цитирования:
Аракелян Д.Э. Реакция Всемирного совета церквей на Украинский кризис (2022–2024 гг.). Вестник МГИМО-Университета. 2025;18(3):134-161. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2025-3-102-134-161
For citation:
Arakelian D.E. The World Council of Churches' Response to the Ukrainian Crisis (2022–2024). MGIMO Review of International Relations. 2025;18(3):134-161. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2025-3-102-134-161