Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Роль текстовой деятельности при обучении иностранным языкам

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-302-308

Аннотация

Данное исследование посвящено многоуровнему изучению сущности и роли текстовой деятельности в процессе обучения иностранным языкам. Знаковое оформление мотивационно-ценностных и абстрактно-логических мыслительных структур, а также распознание в текстуальном полотне коммуникативно-познавательного аспекта личностного воплощения являют себя ключевыми лингвопсихологическими звеньями изучения текстовой деятельности. Научная направлённость исследования сконцентрирована на конкретизации операционального подхода к описанию определённого уровня личностного сознания, на котором интеллектуально-мыслительные структуры в процессе языкового общения обретают речеязыковое оформление. Существование сознания личности рассматривается в проекции трёх уровней абстракции в рамках «сознательного»: сенсорное поле, идеаторное поле, мотивационное поле. Содержание личностного языкового сознания может быть описано через его тезаурус и представлено в виде фильтра, через который пропускается поступающая к нему смысловая информация, выраженная в знаковой форме. Процесс усвоения родного языка ребёнком тесно связан с возникновением корреляции динамической и статической систем порождения звуковой стороны речи (слогообразование и артикуляция). Переход к усвоению иностранного языка уже будет связан только с изменением характера данной корреляции в каждом отдельном случае. Обучение иностранному языку связано с использованием учащимися уже имеющихся языковых умений и навыков. Своеобразие языкового сознания кристаллизуется как при сопоставлении лексических и грамматических категорий в нескольких языках, где формы одной и той же категории имеют разное значение, так и при сопоставлении лимитированного набора этих лингвистических значений с неограниченным множеством лингвистических свойств и отношений самих объектов.

Об авторе

Т. А. Барановская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.

2. Бабалова Л.Л. «О характерных особенностях русского языка в сопоставлении с английским языком». М.: Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы, 1962. 27 с.

3. Берштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М.: Издательство «Медицина» 1966. 349 с.

4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество. М.: Наука, 1969. С. 17-42.

5. Брызгунова Е.А. Интонация и синтаксис // Современный русский язык.// под ред. проф. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1989. С. 17-38.

6. Ванеева В.Н. О характерных особенностях русского языка в сопоставлении с французским языком. М.: Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы, 1962. 26 с.

7. Гальперин П.Я. К психологии изучения иностранным языкам // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языкам в высшей школе. М.: МГПИИЯ, 1967. С. 13-22.

8. Гальперин П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 40-71.

9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 29-47.

10. Гальперин П.Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 4. М.: Просвещение, 1965. С. 15-20.

11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. 378 с.

12. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С. 59-82.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

15. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 452 с.

16. Ярцева В.Н. Взаимоотношение грамматики и лексики в системе языка // Исследования по общей теории грамматики. М.: Наука, 1968. С. 5-57.


Рецензия

Для цитирования:


Барановская Т.А. Роль текстовой деятельности при обучении иностранным языкам. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):302-308. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-302-308

For citation:


Baranovskaya T.A. The role of text in teaching foreign languages. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):302-308. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-302-308

Просмотров: 768


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)