Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-1-46-143-153

Аннотация

Наряду с экономической глобализацией и демографическими переменами важнейшими факторами изменения внешней среды являются технологические перемены. Бурное развитие информационных технологий радикально меняет саму суть создания новых ценностей. Темп технологических изменений и массового внедрения инноваций нарастает. В наиболее передовых отраслях знание становится ключевым ресурсом. Мировая экономика окончательно не оправилась после кризиса 2008-2009 гг. и её устойчивость сейчас намного меньше, чем 15-20 лет назад. Сложился многополюсный мир, в котором вектор экономического развития перемещается в Азию, где основными силами выступают Китай и Индия. Важнейшими участниками процессов в глобальной экономике выступают ведущие международные компании - ТНК. Несколько тысяч (или сотен) крупнейших ТНК организуют и контролируют цепочки добавленной стоимости, составляющие основу современной глобальной экономики. Глобализация изменила подходы ТНК к разделению функций между материнской компанией и дочерними компаниями и филиалами, соотношению общекорпоративной стратегии и стратегий развития бизнес-подразделений. Для деятельности ТНК сегодня характерно не создание новых зарубежных производств, а приобретение существующих перспективных фирм. Экономическая мощь позволяет крупнейшим ТНК существенно раздвинуть границы компании. Многие особенности современных ТНК определяются отраслевыми характеристиками. Вне зависимости от этого, ТНК в возрастающей мере переходят к стратегическому переформированию своей деятельности с учётом потребностей информационной экономики. Важнейшие аспекты деятельности ведущих ТНК связаны с инновациями, финансовыми операциями, передовыми приёмами менеджмента, ростом нематериальных активов. Центр инноваций ТНК смещается в Азию.

Об авторе

Н. Ю. Конина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

д.э.н., заведующая кафедрой менеджмента, маркетинга и ВЭД,

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Бхагвати Дж. В защиту глобализации/ Дж. Бхагвати, пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Ладомир, 2005. 406 с.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей. М.: Логос, 2000. 302 c.

3. Конина Н.Ю. Глобализация и изменение внешней среды деятельности ТНК / Экономические науки. 2008. № 42. C. 396-402.

4. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. М.: Проспект, 2012. 368 с.

5. Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях: как побеждать в конкурентной борьбе. М.: ТК Велби, 2008. 478 c.

6. Лютова М. Ernst & Young: Россия не успевает за глобализацией. Ведомости. 21-01-2013. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/01/21/globalizaciya_mimo_rossii.(дата обращения: 23.12.2015).

7. Население мира. Население континентов Земли (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.statdata.ru/world_population (дата обращения: 11.10.2015).

8. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. Пер. с англ. М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 352 с.

9. Хронология развития финансового кризиса в 2008 г. Справка. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ria.ru/crisis_spravki/20090204/160957485.html. (дата обращения: 23.10.2015).

10. Apple Inc Key Statistics. (Электронный ресурс).Режим доступа: http://finance.yahoo.com/q/is?s-=AAPL+Income+Statement&annual. (дата обращения: 23.12.2015).

11. Bureau of Economic Analysis, Survey of Foreign Direct Investment in the United States (annual series); and Survey of U.S. Direct Investment Abroad 2008, appendix tables 4-43 and 4-45. Science & Engineering Indicators 2008.

12. Casson, M. (2000). Economics of International Business: a New Research Agenda (Cheltenham: Edward Elgar).

13. Cox Ronald W. (2012) Corporate Power and Globalization in US Foreign Policy. Routledge Studies in US Foreign Policy. Routledge, 2012. 232 p.

14. David Alexander. Big U.S. firms hold $2.1 trillion overseas to avoid taxes study. (Электронный ресурс). Reuters. 06-10-2015. Режим доступа: http://www.reuters.com/article/us-usa-tax-offshore-idUSKCN0S008U20151006. (дата обращения:23.12.2015).

15. Dunning, John H. and Sarianna M. Lundan (2008), Multinational Enterprises and the Global Economy (Edward Elgar, Northampton, Massachusetts). 26 Transnational Corporations, Vol. 22, No. 1.

16. Fareed Zakaria. The Post-American World.New York.: W.W. Norton & Company, 2008. 292 p.

17. Forbes Global 2000 of 2015/Forbes 2015, 5th May, PP.17-43.

18. GE Reports-Innovation Barometer 2014. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.gereports.com/innovation-barometer-2014/. (дата обращения: 23.12.2015).

19. Grazia Ietto-Gillies (2012) Transnational Corporations and International Production: Concepts, Theories and Effects, New York.: Edward Elgar Publishing. 288 p.

20. Jaruzelski Barry, Schwartz Kevin and Volker Staack.Innovation’s New World Order. Strategy+Business. October 27, 2015 (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.strategy-business.com/interactive/Where-Companies-Spend-Their-RD-Money. (Дата обращения: 23.12.2015).

21. Liyan Chen. 2015 Global 2000: The Largest Companies In China. Forbes.MAY 6, 2015. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/liyanchen/2015/05/06/2015-global-2000-the-largestcompanies-in-china// (дата обращения: 23.12.2015).

22. Liyan Chen. The World's Largest Companies 2015. Forbes. MAY 6, 2015. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/liyanchen/2015/05/06/the-worlds-largest-companies// (дата обращения: 23.12.2015).

23. Serfati Claude (2008), “Financial dimensions of transnational corporations, global value chain and technological innovation”, Journal of Innovation Economics, n°2, 2008.

24. Size of the global Internet of Things (IoT) market from 2009 to 2019. Forceast by IDC, June2015. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.statista.com/statistics/485136/global-internet-of-things-marketsize//.(дата обращения: 29.12.2015).

25. Stiglitz, Joseph Е.Making Globalization Work/ Joseph Е. Stiglitz. - 1- st ed., W.W. Norton & Company, Inc., New York, 2007. - 374 p.

26. Vitali S, Glattfelder J.B., Battiston S. (2011) The Network of Global Corporate Control. PLoS ONE 6(10): e25995. doi: 10.1371/journal.pone.0025995 Universidad Veracruzana, Mexico (Электронный ресурс). 08.11.2015. Режим доступа: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0025995// (дата обращения: 29.12.2015).

27. WIR13. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. New York and Geneva: United Nations.

28. World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance/UNCTAD, UN .-New York, Geneva, 2015. P. 17. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables.aspx. (Дата обращения: 23.12.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Конина Н.Ю. ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ. Вестник МГИМО-Университета. 2016;(1(46)):143-153. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-1-46-143-153

For citation:


Konina N.Y. MAJOR TRENDS OF BIG INTERNATIONAL COMPANIES DEVELOPMENT IN A CHANGING WORLD. MGIMO Review of International Relations. 2016;(1(46)):143-153. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-1-46-143-153

Просмотров: 1575


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)