Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

«Возрождение этничности» в глобализирующемся мире: пример латиноамериканских индейских движений

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-5-68-44-63

Аннотация

В статье анализируется возрождение этнической компоненты в политике в условиях ускорения глобализации на примере развития индейского движения в Латинской Америке. В частности, объясняется, каким образом на фоне хронических социально-экономических и политических проблем государств региона такие глобальные тренды как демократизация и либерализация общественно-политической сферы, активизация деятельности международных институтов по расширению прав и возможностей социально неблагополучных слоёв населения, включение экологических проблем в политическую повестку на национальном и международном уровне, а также рост интереса мирового сообщества к социально-политическим проблемам развивающихся стран способствовали политической активизации латиноамериканских индейцев в последние 25 лет.

Политическая активность коренных народов в разных странах Латинской Америки имеет совершенно разные институциональные формы и промежуточные результаты. Так, в Мексике индейцам не удалось создать влиятельную общественно-политическую силу, которая бы отстаивала их права. В некоторых других государствах функционируют индейские общественные организации, которые добиваются значительных успехов в продвижении собственных интересов. Более того, в целом ряде стран представители коренных народов избираются в органы власти на местном и национальном уровнях. В Колумбии, Никарагуа и Эквадоре индейцы основали политические партии, которые наравне с другими политическими силами участвуют в электоральных процессах и делегируют собственных представителей в органы власти. В случае же Боливии, индейское общественно-политическое движение, объединившись с прогрессивными общественными организациями левого толка, превратилось в ведущего игрока на политической арене.

Автор даёт ответ на вопрос, почему политическая активность коренных народов в разных латиноамериканских странах приобрела конкретные формы, привела к тем или иным результатам. Кроме того, на основании изучения политической деятельности коренных народов делается вывод об общих особенностях политической культуры, самоидентификации и восприятия социально-политических процессов латиноамериканскими индейцами.

Об авторе

С. М. Кретов
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Россия

Станислав Михайлович Кретов – атташе посольства России в Колумбии

Республика Колумбия, 110221, г. Богота, ул. Каррера 4 №75-02



Список литературы

1. Barrera G.A. 2001. Acción Colectiva y la Crisis Política: el Movimiento Indígena Ecuatoriano en los Años Noventa. Quito: Ediciones Abya-Ala.

2. Cedillo D.R. 2018. Inclusión política indígena en el Perú del siglo XXI. Apuntes Electorales: revista del instituto electoral del estado de México. No. 59. P. 9-44.

3. Chong N.G. 2010. Indigenous Political Organizations and the Nation-State: Bolivia, Ecuador, Mexico. Alternatives. 35(3). P. 259-268.

4. González M. 2015. Indigenous Territorial Autonomy in Latin America: An Overview. Latin American and Caribbean Ethnic Studies. 10(1). P. 10-36. DOI: 10.1080/17442222.2015.1034438

5. Harvey N. 2015. Practicing Autonomy: Zapatismo and Decolonial Liberation. Latin American and Caribbean Ethnic Studies. 11(1). P. 1-24. DOI: 10.1080/17442222.2015.1094872

6. Horowitz D. 1985. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press.

7. Nietschmann B. 1994. The Fourth World: Nations Versus States’. Demko, G.J. and Wood, W.B. (eds.) Reordering the World: Geopolitical Perspectives on the 21st Century. Westview. P. 225-342.

8. Madrid R. 2005. Indigenous Parties and Democracy in Latin America. Latin American Politics & Society. 47(4). P. 161-179.

9. Martí i Puig S. 2010. The Emergence of Indigenous Movements in Latin America and Their Impact on the Latin American Political Scene. Interpretive Tools at the Local and Global Levels. Latin America Perspectives. No. 6. P. 70-94.

10. Pallister K. 2013. Why No Mayan Party? Indigenous Movements and National Politics in Guatemala. Latin American Politics and Society. 55(3). P. 117-138. DOI: 10.1111/j.1548-2456.2013.00205.x

11. Patrinos H.A., Psacharopoulos G. 1994. Pueblos indígenas y pobreza en América Latina: un análisis empírico. Estudios sociodemográficos de pueblos indígenas. Santiago. P. 417-430.

12. Sieder R. Barrera V.A. 2017. Legalizing Indigenous Self-Determination: Autonomy and Buen Vivir in Latin America. Journal of Latin American and Caribbean Anthropology. 22(1). P. 9-26. DOI: 10.1111/jlca.12233

13. Thompson B. 2011. Pachakuti: Indigenous Perspectives, Buen Vivir, Sumaq Kawsay and Degrowth. Development. 54(4). P. 448-454.

14. Toledo V.M., Garrido D., Barrera-Bassols, N., Breña, M.O. 2015. The Struggle for Life: Socio-Environmental Conflicts in Mexico. Latin American Perspectives. 42(5). P. 133-147. DOI: 10.1177/0094582X15588104

15. Боливия ‒ время левоиндихенистского эксперимента. 2009. Мартынов Б.Ф., Чумакова М.Л., Николаева Л.Б., Константинова Н.С., Воротникова Т.А. Москва: ИЛА РАН, серия «Саммит». 75 с.

16. Воротникова Т.А. 2011. Индейский мир перед вызовами ХХI века. Сборник статей под ред. Чумаковой М.Л., Мартынова Б.Ф. Москва: Изд-во ИЛА РАН. 204 с.

17. Воротникова Т.А. 2010. Политический процесс в полиэтническом государстве: опыт Боливии (конец ХХ – начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва: Институт Латинской Америки РАН. ИЛА РАН.

18. Гончарова Т.В. 1979. Индеанизм: идеология и политика. Боливия, Перу, Эквадор 50-60 гг. ХХ века. Москва. 201 с.

19. Зубрицкий Ю.А. 1975. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. Москва. 189 с.

20. Истомин А.А. 1988. Особенности политической борьбы в Эквадоре в 1976-1984 гг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва.

21. Кузьмищев В.А. 1979. У истоков общественной мысли в Перу: Гарсиласо и его история инков. Москва. 383 с.

22. Мексика: парадоксы модернизации. 2013. Москва: ИЛА РАН. 336 с.

23. Ракуц Н.В. 2011. Испания и Латинская Америка: динамика культурных процессов в конце XX – начале XXI веков. Москва: ИЛА РАН.

24. Ракуц Н.В. 2018. Культура индейских народов и политика государства. Южноамериканские реалии. Москва: ИЛА РАН. 264 с.

25. Самаркина И.К. 1974. Община в Перу. Очерк социально-экономического развития. Москва. 250 с.

26. Серов С.Я. 1972. Проблемы этнической истории кечуа (вторая половина XVI в.). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва.

27. Чернышёв А.Л. 2015. Политизация этничности в эпоху глобализации: опыт Латинской Америки. Латинская Америка. № 9. С. 73-80.

28. Шинкаренко А.А. 2010. Индейские движения и организации в политических процессах Перу и Эквадора. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва: Институт Латинской Америки РАН.

29. Эквадор на пути «гражданской революции». 2009. Под ред. Калашникова Н.В., Гавриловой Е.Х., Ивановского З.В., Пятакова А.Н., Чумаковой М.Л., Константиновой Н.С., Шинкаренко А.А. Москва: ИЛА РАН, серия «Саммит». 107 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кретов С.М. «Возрождение этничности» в глобализирующемся мире: пример латиноамериканских индейских движений. Вестник МГИМО-Университета. 2019;12(5):44-63. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-5-68-44-63

For citation:


Kretov S.M. “Ethnic Revival” in Globalizing World: The Example of Indigenous Political Movements in Latin America. MGIMO Review of International Relations. 2019;12(5):44-63. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-5-68-44-63

Просмотров: 1408


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)