Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ИННОВАЦИИ КАК ФОРМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-49-61

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу восприятия инновационных процессов в области языкового образования преподавателями и студентами факультета международных отношений МГИМО(У) МИД России. Языковому образованию как синергетической системе свойственно стремление к саморазвитию, происходящему во многом благодаря инновациям, инициаторами которых могут быть как непосредственные участники образовательного процесса, так и его руководители разных уровней. Чтобы выявить основные особенности инноваций в области обучения иностранным языкам на факультете международных отношений, был проведен констатирующий эксперимент с участием преподавателей и студентов факультета международных отношений. Как показали его результаты, для большинства респондентов основной целью инновации в области обучения иностранным языкам является достижение значимого улучшения уровня развития иноязычных компетенциий, которое возможно, прежде всего, благодаря использованию качественно новых учебных материалов и компьютерных технологий. Было выявлено, что успех инноваций в значительной степени зависит от их источника (инновации «сверху» или инновации «снизу») и внутренней готовности участников образовательного процесса к их реализации, обусловленной неудовлетворенностью состоянием дел. Инновации «сверху», как правило, являются более масштабными и затрагивают всю систему языкового образования в целом, в то время как инновации «снизу» касаются преимущественно собственно процесса обучения. Несмотря на выявленную общую тенденцию к более успешному прохождению инноваций «сверху», авторы приходят к заключению, что языковое образование, будучи синергетической системой, вбирает только те инновации, которые не приводят к революционным потрясениям и соответствуют насущным потребностям, способствуют его устойчивому развитию.

Об авторах

Е. Б. Ястребова
МГИМО(У) МИД России
Россия
К.пед.н., профессор кафедры английского языка


Д. А. Крячков
МГИМО(У) МИД России
Россия
К.ф.н., доцент, заведующий кафедрой английского языка


Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.:

2. Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

3. Методы системного педагогического исследования/ под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образо-

4. вание, 2002. 208 c.

5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (2012) // Российская газета. 2012. № 5976.

6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Издательство СПбГТУ,

7. 511 с.

8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах вос-

9. питания. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с .

10. Кульневич С.В. О научно-педагогической грамотности // Педагогика. 2000. №6. С.21–27.

11. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

12. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж, 1997. 230 с.

13. B. Godin Innovation: the History of a Category [Электронный ресурс], Working Paper No. 1, Project on the

14. Intellectual History of Innovation, Montreal: INRS, 2008. 62 p. Режим доступа: http://www.csiic.ca/PDF/

15. IntellectualNo1.pdf, свободный.

16. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск»,

17. 176 с.

18. Григорьева С. Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях // Сред-

19. нее профессиональное образование. 2010. № 11. С. 9–12.

20. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление // Вестник Московского

21. городского педагогического университета. Научный журнал / Серия «Педагогика и психология». №4

22. (14). М., 2010. C.8–17.

23. De Lano, L., Riley, L., Crookes, G.. The meaning of innovation for ESL teachers //System.1994. No. 22. pp.

24. –496.

25. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Полиграф, 2001. 252 с.

26. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования [Электронный ресурс], Интер-

27. нет-журнал "Эйдос", 2005. 10 сентября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.

28. htm, свободный.

29. George J. Papagiannis, Steven J. Klees, Robert N. Bickel 1982. Vol. 52. No. 2. pp. 245-290.

30. Gregory S. Hadley Innovative curricula in tertiary ELT: A Japanese case study // ELT Journal. 1999.Volume

31. Issue 2. pp. 92 – 99.

32. Леонтьева О.А. Болонский процесс: идеологическая инновация внутренней среды вуза // Фундамен-

33. тальные исследования. 2007. №6. C. 90 – 92.

34. Christopher Palmer Innovation and the experienced teacher // ELT Journal. 1993. Vol. 47. Issue 2. pp. 166 – 171.

35. The Common European Framework of Reference for Languages. The Language Policy Division, Council of

36. Europe, Strasbourg. Cambridge University Press, 2001.

37. Ястребова Е. Б., Кравцова О. А. Какой учебник иностранного языка нужен вузу сегодня? // Иностранные

38. языки в школе. 2011. № 5. С. 63–68.

39. Кравцова О.А., Новиков Д.Н. Современный учебник иностранного языка: от бумажного к электронному

40. // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №6.


Рецензия

Для цитирования:


Ястребова Е.Б., Крячков Д.А. ИННОВАЦИИ КАК ФОРМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ ВУЗЕ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(6(33)):49-61. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-49-61

For citation:


Yastrebova E.B., Kryachkov D.A. INNOVATIVE APPROACHES TO THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AT LEVELS B2 - C1 (FROM THE EXPERIENCE OF THE TEXTBOOK). MGIMO Review of International Relations. 2013;(6(33)):49-61. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-49-61

Просмотров: 521


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)