МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО- ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация
Понятие «парадигма научного знания» не сразу было принято лингвистами, да и сегодня вопрос о границах сосуществующих в настоящее время парадигм лингвистического знания остается дискуссионным. Хотя общеметодологические характеристики парадигмы научного знания в лингвистике в принципе разработаны, активное движение лингвистики в сторону междисциплинарности влечет за собой появление переходных зон «на границе» собственно парадигм лингвистического знания, а также в «пограничных зонах» лингвистики и других наук. Когнитивно-дискурсивная парадигма представляет исследования, связанные с ролью языка в мыслительных процессах. Методологически когнитивный подход вносит значительный вклад в развитие прикладных наук, в частности в методику обучения языкам, позволяя исследовать в методических целях структуры знания, процессы концептуализации и категоризации, дискурсивные компетенции. В статье утверждается, что когнитивно-дискурсивная парадигма:
– все в большей степени приобретает междисциплинарный характер, тем самым сближаясь с проблемами методики преподавания иностранного языка;
– изучает вербализованные структуры знания и опыта, привнося в формирование лексической компетенции обучающихся иностранному языку опыт окружающего мира;
– считает одной из основных своих задач исследование структуры и организации ментального (внутреннего) лексикона.
– по мере того как дискурсивные практики становятся все более доступными для обучающихся языку в ходе онлайн-общения, предлагает на основе разрабатываемой когнитивной теории дискурса методы обучения общению.
Об авторе
Е. М. ПоздняковаРоссия
Д.филол.н., профессор кафедры английского языка
Список литературы
1. Керимов Т.Х. Парадигма [Текст] / Т.Х.Керимов // Современный философский словарь. М., 1996. С. 357 – 358.
2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения.
3. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
4. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования/ Ин-т языкознания РАН. М.: Знак,
5. 208 с.
6. Позднякова Е.М. Парадигмы научного знания и современное лингвистическое образование [Текст] /
7. Е.М.Позднякова // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: Сб. науч. трудов. Сер. "Теория
8. и история языкознания". Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. Редкол.: Кубрякова
9. Е.С., Лузина Л.Г. М., 2008. С. 49–63.
10. Позднякова Е.М. Моделирование участка ментального лексикона: компьютерно-корпусный подход
11. [Текст]/ Е.М. Позднякова, Е.В. Суворина //Когнитивные исследования языка. Вып. XI: Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. науч. тр. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. С. 173–177.
12. Crossley, S. Assessing automatic processing of hypernymic relations in first language speakers and advanced
13. second language learners. A semantic priming approach // The Mental Lexicon. V. 8. Issue 1. 2013. P.96–116.
14. Kern R., Ware P. and Warschauer M. Network-based language teaching/ Available at http://www.gse.uci.edu/
15. person/warschauer_m/docs/network-based.pdf (accessed November 1, 2013).
Рецензия
Для цитирования:
Позднякова Е.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО- ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(6(33)):101-105. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-101-105
For citation:
Pozdnyakova E.M. BACHELOR DEGREE PROGRAMS IN INTERNATIONAL RELATIONS AND REGIONAL STUDIES: A COMPETENCE-BASED APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGES. MGIMO Review of International Relations. 2013;(6(33)):101-105. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-101-105