ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-4-31-251-256
Аннотация
В экономиках ряда зарубежных стран в качестве альтернативы привати- зации объектов широко применяется концепция государственно-частного пар- тнерства (ГЧП). Взаимодействие государства и бизнеса является характерной чертой современной смешанной экономики. Указанное партнерство реализуется с использованием многообразных моделей и может принимать различные фор- мы. Задача состоит в том, чтобы выбрать такую форму (правовое основание реализации конкретной модели), при которой ГЧП будет наиболее рациональ- ным и эффективным. Лизинг, обладающий финансовыми, инвестиционными, организационно-эксплуатационными, сервисными, практическими и другими преимуществами, представляет собой одну из наиболее приемлемых форм ГЧП для реализации в современных условиях отечественной экономики. Указанные преимущества сторон договора лизинга и принципиальное отличие его от аренды, заключающееся в том, что при лизинге частный сектор, вступая в партнерские отношения с государством, не только применяет управленческие навыки, но и вкладывает капитал, являются предпосылками для его широкого внедрения. В то же время, в целом положительная динамика развития рынка лизинга в Рос- сийской Федерации не носит устойчивого характера. Ситуация может быть переломлена, если инвестору (в том числе зарубежному) будет гарантирован возврат вложенных средств и он получит возможность извлечь прибыль. Как вариант решения проблемы предлагается применять нестандартные подходы при осуществлении лизинговых операций, в частности - с использованием ско- ринга. Необходимо подчеркнуть, что применение скоринга наиболее эффективно, когда лизинговый рынок находится на подъеме и востребованными становятся оперативность оценки проекта и стандартность процедур, а скорость обслу- живания участников лизингового договора играет одну из главных ролей. Это достоинство становится недостатком при текущей ситуации на рынке, ког- да требуется более взвешенная оценка рисков, и по этой причине скоринговые модели требуют постоянной доработки и обновления с периодичностью раз в полтора-два года. Применение лизинга, как формы ГЧП, не только обеспечит профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, но и проявит серьезную инве- стиционную активность. Это, в свою очередь, позволит внедрить новую технику и более эффективные технологии, создать новые предприятия, на рынке труда повысить спрос на высококвалифицированных работников.
Об авторах
Е. Б. ЗавьяловаРоссия
К.э.н., заведующая кафедрой экономической политики и государственно-частного партнерства
И. В. Линев
Россия
К.э.н., профессор Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительств
Список литературы
1. Варнавский В.Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства. http://
2. www.opec.ru/point_doc.asp? tmpl=point_doc_print&d_no=50580#33.
3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риск. М.: Наука, 2005.
4. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Вопросы экономики. 2008. № 8.
5. Корчагов Д. Скоринг как спасение. Эксперт Северо-Запад. 2010, №41(487).
6. Линев И.В. Лизинговые модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве.
7. Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2012. №2.
8. Солдатова А. Скоринг на распутье. Лизинг ревю. №4 2010.
9. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: аналитический доклад.
10. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет. 2006.
11. Черкашенко В.Н. Этот «загадочный» скоринг. Банковское дело. 2006. № 3.
12. Сайт Franklin & Grant Co. URL: http://www.franklin-grant.ru
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова Е.Б., Линев И.В. ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(4(31)):251-256. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-4-31-251-256
For citation:
Zavyalova E.B., Linev I.V. LEASING AS FORM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP. MGIMO Review of International Relations. 2013;(4(31)):251-256. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-4-31-251-256