Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

К вопросу о религиозном и юридическом значении консуммации брака

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-2-29-144-155

Аннотация

Статья посвящена такому мало изученному вопросу в современном семейном праве как консуммация брака. Автор анализирует роль и значение данного юридического феномена в различных религиозных и правовых системах, начиная с древнеарийских Вед и заканчивая действующим законодательством ряда современных государств. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что консуммация брака не утратила своей актуальности в современном семейном праве и по-прежнему выступает в качестве юридического факта, порождающего важные последствия для супружеских отношений.

Об авторе

К. В. Карпенко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Старший преподаватель кафедры конституционного права


Список литературы

1. Дигесты Юстиниана. D. 23. 2. 1.

2. В современном экономическом лексиконе это понятие означает потребление, т.е. опять таки полноценное использование

3. предмета, окончательное извлечение из него полезных свойств.

4. Еф. 5, 32-33. "Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа"

5. Манавадхармашастра, гл. 3, щл. 2. Цит. по: Законы Ману. М., 2002 г.

6. Атхарваведа, кн. VI, гимн 78. Цит. по: Griffith, R.T.H. Hymns of the Atharva-Veda, 1895.

7. На первичность жертвы указывают многие щлоки Законов Ману. См., например, гл. I, 22; гл. II, 23. Цит. по: Законы Ману. М., 2002 г.

8. Атхарваведа, кн. XIV, гимн 2, стих 31. Цит. по: Griffith, R.T.H. Hymns of the Atharva-Veda, 1895.

9. Атхарваведа, кн. VII, гимн 36, 37. Цит. по: The sacred books of the East. Vol. XLII // Bloomfield M. Hymns of the Atharva-Veda. Oxford. 1897.

10. The sacred books of the East. Vol. XLII // Bloomfield M. Hymns of the Atharva-Veda. Oxford. 1897, р. 277.

11. Наказание в большей степени касается женщины, однако и для мужчины прелюбодеяние есть грех, караемый религиозными

12. санкциями.

13. Манавадхармашастра, гл. 9, щл. 101. Цит. по: Законы Ману. М., 2002.

14. Манавадхармашастра, гл. 3, щл. 32. Цит. по: Законы Ману. М., 2002.

15. Декрет Грациана - важнейший источник канонического права, составленный магистром богословия из Болоньи Иоанном

16. Грацианом в начале XII в. и названный им "Согласование несогласованных канонов". Этот труд лёг в основу Свода канониче-

17. ского права, который появился в XVI в. и являлся официальным собранием нормативных предписаний католической Церкви.

18. В 1917 г. этот Свод (Corpus iuris canonici) был заменён на Кодекс канонического права (Codex iuris canonici), который действует

19. и сегодня в редакции 1983 г.

20. Декрет Грациана. Дело XXVII, вопрос 2, гл. VI // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 2, С. 265.

21. Там же, гл. II // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 2, С. 264.

22. Там же, гл. III // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 2, С 264.

23. Lind G. Common law marriage. New York, 2008, p. 102.

24. Осознание и понимание иерархии ценностей вообще свойственно средневековому традиционному мироощущению. В ту

25. эпоху вся материальная вселенная строилась на твёрдых основаниях власти и подчинения: наверху Бог, ниже ангелы, потом

26. люди и наконец звери. В свою очередь и духовный мир человека представлялся в абсолютных измерениях добра и зла. Для

27. средневекового человека совершенно естественно было существование иерархии добродетелей и иерархии преступлений.

28. В том же Декрете Грациана мы можем отыскать классификацию грехов, от более тяжких к менее тяжким. См.: Декрет Грациана.

29. Дело XXIX, вопрос 6, глава V // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 2, С. 269.

30. Цит. по Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / Пер. и комментарии И. М. Дьяконова // Вестник древней истории.

31. № 3. С. 309—311.

32. Там же.

33. Азаревич Дм. Брачные элементы и их значение. Ярославль. 1879. С. 5-6.

34. Более того, по свидетельству Валерия Максима и Катона Старшего, муж в древнейшую эпоху располагал и жизнью своей жены.

35. Он мог казнить её в случае пьянства и неверности.

36. Азаревич Дм. Указ. соч., С. 8.

37. Мужчины должны были быть не старше 60 лет, а женщины не старше 50. Аналогичные ограничения, рецепированные

38. каноническим правом, действовали и в Средние века, а также нашли своё отражение и в русском праве имперского периода.

39. D. 50. 17. 30. "Nuptias non concubitus, sed consensus facit".

40. См., например: Domitii Ulpiani. Fragmenta, Titulus V "De his qui in potestate sunt". В серии "Памятники римского права" - Юлий

41. Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана. М., 1998. С. 167-169.

42. Авл Геллий. Аттические ночи. Кн. I-X. СПб., 2007, кн. III, гл. 2, пар. 12.

43. Подробный обзор этих взглядов см., например: у Lind G. Common law marriage. New York, 2008, p. 46-48.

44. По мнению Юлия Павла "Concubinam ex sola animi destinatione aestimari oportet." ("Является ли женщина конкубиной - этот

45. вопрос разрешается лишь на основании направления воли".) - D. 25. 7. 4.

46. Миф о похищении сабинянок многие учёные считают отголоском этого способа.

47. Декрет Грациана. Дело XXVII, вопрос 2, часть III // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 2, с. 265.

48. Там же.

49. Пьер Ломбард - парижский епископ и богослов (1096-1164 г.) Разрабатывая проблематику канонического брака, он ввёл в

50. доктрину разделение между sponsalia de praesenti и sponsalia de futuro (обручение ради немедленного брака и обручение

51. ради будущего брака). Первое он считал единственным основанием для возникновения полноценного супружеского союза,

52. а нерасторжимость оного объяснял исключительно духовным таинством, возникающим между мужем и женой. - Подробнее

53. об этом и других взглядах см.: Lind G. Common law marriage. New York, 2008, p. 104-108.

54. Lind G. Common law marriage. New York, 2008, p. 109.

55. См., например: Charageat M. Copula carnal: la preuve de mariage dans les procès à Saragosse aux XV-XVI siècles // Mélanges de la

56. Casa de Velazquez, Nouvelle série, 2003 t.33-1, p. 47-63.

57. Hericourt, Louis de. Les loix ecclésiastiques de France dans leur ordre naturel et une analyse des livres du droit canonique conféré

58. avec les usages de l'Eglise gallicane. Paris, 1743 // Des Décrétales, livre IV, p. 133.

59. Там же, troisième partie, p. 101.

60. Кодекс канонического права. М., 2007, кан. 1061.

61. Там же, кан. 1141.

62. Такими причинами могут быть злонамеренное или вынужденное оставление одним супругом другого; бессилие или иной

63. недуг, наступившие уже в браке, и соответственно препятствующие выполнению супружеского долга; продолжительный отказ

64. от сожительства; глубокие разногласия между супругами. См.: Durieux Ch. P. Le mariage en droit canonique. P., 1928, p. 140-141.

65. Там же, кан. 1142.

66. Там же, кан. 1084, §1.

67. Там же, кан. 1084, §3.

68. Священный Коран / Пер. и комментарии Мауланы Мухаммада Али. Колумбус (США), 1997.

69. Хадис 1768. Сахих Аль-Бухари (сборник хадисов). М., 2003.

70. Хадис 1777. Сахих Аль-Бухари (сборник хадисов). М., 2003.

71. Хадис 1789. Сахих Аль-Бухари (сборник хадисов). М., 2003.

72. Священный Коран. Сура Корова, аяты 236, 237 // Священный Коран / Пер. и комментарии Мауланы Мухаммада Али. Колумбус

73. (США), 1997.

74. Священный Коран. Сура Корова, аят 223 // Священный Коран / Пер. и комментарии Мауланы Мухаммада Али. Колумбус (США),

75.

76. Священный Коран. Сура Корова, аят 187 // Священный Коран / Пер. и комментарии Мауланы Мухаммада Али. Колумбус (США),

77.

78. Milliot L., Blanc F-P. Introduction à l'étude du droit musulman. Paris, 2001, p. 321.

79. actio redhibitoria - в римском праве иск, посредством которого можно было требовать уничтожения договора купли-прода-

80. жи, если выяснялось, что приобретённая вещь заведомо имела недостатки, препятствовавшие её целевому использованию;

81. это право создавалось эдиктом курульного эдила и позволяло возвратить купленную вещь продавцу и потребовать назад

82. уплаченную сумму с процентами.

83. См., например, Moudawana (Code de la famille), 2005, art. 107-111.

84. Французский Гражданский кодекс 1804г. (с изменениями на 2 июня 2012.)

85. Решение КС № 99-412 от 9.11.1999. - www.legifrance.gouv.fr

86. Французский Гражданский кодекс 1804 г. (с изменениями на 2 июня 2012.), ст. 238.

87. Там же. С. 242.

88. Уголовный кодекс Франции 1992 г., ст. 222-22.

89. Matrimonial Causes Act 1973, art. 12.

90. Там же, art. 16.

91. Prentiss J. Commentaries on the law of marriage and divorce. Vol. II. Boston, 1864, §582-583.


Рецензия

Для цитирования:


Карпенко К.В. К вопросу о религиозном и юридическом значении консуммации брака. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(2(29)):144-155. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-2-29-144-155

For citation:


Karpenko K.V. On the Religious and Legal Significance of the Consummation of Marriage. MGIMO Review of International Relations. 2013;(2(29)):144-155. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-2-29-144-155

Просмотров: 768


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)