Preview

MGIMO Review of International Relations

Advanced search

On Family Relationships under the Laws of Hammurabi

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-172-181

Abstract

The article presents an analysis of the family relationships in ancient Babylon, in accordance with the laws of Hammurabi. The author dwells upon the characteristics of selected institutes of family law of the Amorites and comes to the conclusion that the family life in ancient Mesopotamia was very developped. The family in the Hammurabi Code represents the basis not only for economic and financial power of the state, but also for its political stability and security. The rights and obligations of spouses are not equal, but they are together, though each in his own way, achieving the main goal of the marital union - the birth and upbringing of children.

About the Author

K. V. Karpenko
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Russian Federation


References

1. Семейное законодательство современных государств подробно говорит, например, об условиях, необходимых для заклю-

2. чения брака, о правах и обязанностях супругов, о недействительности и невозможности заключения супружеского союза и

3. т.д. Вопрос же о сущности брака опускается.

4. Самая яркая иллюстрация этого утверждения содержится, на наш взгляд, в книге Бытия, когда Адам, по велению Господа,

5. дает имена всем животным. Чем другим мог руководствоваться при этом наш прародитель, как не очевидностью первого

6. впечатления! Опыта ведь у него еще не было! И при этом он ни разу не ошибся - данные им имена животным до сих пор в

7. ходу. Быт. 2: 19-20.

8. Мы вполне сознаем, что для «чистоты эксперимента» следовало бы сравнивать вавилонские брачно-семейные постановле-

9. ния с аналогичными предписаниями законодательства древних иудеев, тем более что Кодекс Хаммурапи является одним

10. из важнейших источников «Книги Завета». Однако римское право получило гораздо более широкое распространение и во

11. многом признается за образец даже сегодня. Наш выбор сравнения обуславливается, таким образом, общепринятыми в науке

12. представлениями.

13. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 1923. С. 73.

14. Павлов А. С. Кормчая книга как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887. С. 52-53.

15. В более поздние времена христианские богословы признавали возможность дачи согласия на брак любыми способами, в том

16. числе и молчанием. Причиной последнего они называли стыд девицы. См.: Павлов А.С., указ. соч. С. 50-51. Ничто не говорит

17. нам о невозможности существования подобных чувств за 18 столетий до н.э.

18. Цит. по: Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

19. Там же. Ст. 142.

20. Там же. Ст. 134

21. Там же. Ст. 136.

22. Подробнее о древнейшем отношении к женщине как к объекту собственности мужа см.: Казанцев Л.Н. О разводе по римскому

23. праву в связи с историческими формами римского брака. Киев, 1892. С.2, 91-92.

24. Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000. С. 129.

25. Там же. Ст. 141, 143.

26. Там же. Ст. 137, 138, 149.

27. Там же. Ст. 150.

28. Ср. с законами древней Иудеи, в частности с постановлениями, касающимися юбилейного года, а также с законами Ликурга

29. в Спарте.

30. Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 2000. Ст. 148, 149.

31. В современных правовых системах только в исламе консуммация рассматривается как необходимый и завершающий этап

32. заключения брака и одновременно как начало исполнения супружеского долга. - См. Milliot L., Blanc J-P. Introduction à l'étude

33. du droit musulman. P., 2001. P. 320-321.

34. Это событие является ритуальной составной частью бракозаключительного процесса почти у всех древних народов и всегда

35. предшествует консуммации. См.: Осипов А.М. Указ. соч. С. 158, 173, 177, 185, 203.

36. На нее распространялись лишь обязательства по брачному сговору.

37. Некоторые ученые при этом полагают, что сговор и обручение есть два разных действия. Первое является частным проявле-

38. нием воли, второе же – торжественное изъявление своего согласия. В этом случае только обручение порождает правовые

39. последствия. См.: Осипов А.М. Брачное право древнего Востока. М., 2012. С. 123. Однако, по его же мнению, законодательство

40. постоянно стремилось уничтожить различие между ними. Мы последуем за уважаемым ученым и также не станем разделять

41. сговор и обручение.

42. Дигесты Юстиниана. D. 23.1.1.

43. «Sufficit nudus consensus ad constituenda sponsalia». - D. 23.1.2, 4.

44. Это нам сообщает, в частности, Гай. - D. 23. 1. 17.

45. Так, Герений Модестин требует в Дигестах, чтобы лица, в отношении которых заключается сговор «non sint minores quam

46. septem annis». - D. 23. 1. 14.

47. Дигесты Юстиниана. D. 23. 1. 7. 1.

48. Законы Хаммурапи. Цит. по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

49. Лаконичный язык древних законов нередко умалчивает о некоторых подробностям юридических действий, считая их есте-

50. ственными и не требующими специального описания. Так и вышеприведенная статья Кодекса Хаммурапи не упоминает о

51. даче согласия со стороны будущего тестя. Но мы знаем, что согласие может быть выражено и молчанием. Это характерно

52. не только для гражданско-правовых сделок, но и для семейного права. По мнению римского юриста Юлия Павла (ссылаю-

53. щегося на Юлиана), отец дочери признается согласившимся на брак, если он прямо не выразил своего несогласия. - D. 23. 1.

54. Аналогично и дочь, не сопротивляющаяся отцу, считается давшей свое согласие во время сговора. - Ульпиан. D. 23. 1. 12.

55. На самом деле вено и задаток суть разные вещи. Если под первым понимали в древности выкуп, уплачиваемый за невесту, то

56. второй являет собой определенную денежную сумму– заряд в русских летописях – и служит для обеспечения обязательства.

57. Но в данном случае в законах древнего Вавилона мы видим смешение этих двух понятий. Это, по нашему мнению, является

58. отголоском синкретизма права еще более раннего периода, нежели исследуемый.

59. Законы Хаммурапи. Цит. по:Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

60. Там же.

61. Там же.

62. Там же.

63. Муж здесь только управляет этим имуществом. В случае смерти жены приданое переходит ее сыновьям (ст. 162), а если она

64. скончалась бездетной, то оно возвращается ее отцу (ст. 163).

65. Законы Хаммурапи. Цит. по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

66. Там же.

67. Кулишер М.И. Развод и положение женщины. Спб., 1896. С. 204 и послед.


Review

For citations:


Karpenko K.V. On Family Relationships under the Laws of Hammurabi. MGIMO Review of International Relations. 2012;(5(26)):172-181. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-172-181

Views: 4776


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)