Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-172-181

Аннотация

В статье представлен анализ семейных отношений в древнем Вавилоне в соответствии с законами Хаммурапи. Автор подробно останавливается на особенностях отдельных правовых институтов семейного права аморитов и приходит к выводу о значительной развитости семейного быта в древнем Двуречье. Семья в Кодексе Хаммурапи является основой не только хозяйственной, материальной мощи государства, но и его политической стабильности и безопасности. Права и обязанности супругов не равны, но они вместе, хотя и каждый по-своему, участвуют в достижении главной цели супружеского союза – рождения и воспитания детей.

Об авторе

К. В. Карпенко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Старший преподаватель кафедры конституционного права


Список литературы

1. Семейное законодательство современных государств подробно говорит, например, об условиях, необходимых для заклю-

2. чения брака, о правах и обязанностях супругов, о недействительности и невозможности заключения супружеского союза и

3. т.д. Вопрос же о сущности брака опускается.

4. Самая яркая иллюстрация этого утверждения содержится, на наш взгляд, в книге Бытия, когда Адам, по велению Господа,

5. дает имена всем животным. Чем другим мог руководствоваться при этом наш прародитель, как не очевидностью первого

6. впечатления! Опыта ведь у него еще не было! И при этом он ни разу не ошибся - данные им имена животным до сих пор в

7. ходу. Быт. 2: 19-20.

8. Мы вполне сознаем, что для «чистоты эксперимента» следовало бы сравнивать вавилонские брачно-семейные постановле-

9. ния с аналогичными предписаниями законодательства древних иудеев, тем более что Кодекс Хаммурапи является одним

10. из важнейших источников «Книги Завета». Однако римское право получило гораздо более широкое распространение и во

11. многом признается за образец даже сегодня. Наш выбор сравнения обуславливается, таким образом, общепринятыми в науке

12. представлениями.

13. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 1923. С. 73.

14. Павлов А. С. Кормчая книга как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887. С. 52-53.

15. В более поздние времена христианские богословы признавали возможность дачи согласия на брак любыми способами, в том

16. числе и молчанием. Причиной последнего они называли стыд девицы. См.: Павлов А.С., указ. соч. С. 50-51. Ничто не говорит

17. нам о невозможности существования подобных чувств за 18 столетий до н.э.

18. Цит. по: Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

19. Там же. Ст. 142.

20. Там же. Ст. 134

21. Там же. Ст. 136.

22. Подробнее о древнейшем отношении к женщине как к объекту собственности мужа см.: Казанцев Л.Н. О разводе по римскому

23. праву в связи с историческими формами римского брака. Киев, 1892. С.2, 91-92.

24. Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000. С. 129.

25. Там же. Ст. 141, 143.

26. Там же. Ст. 137, 138, 149.

27. Там же. Ст. 150.

28. Ср. с законами древней Иудеи, в частности с постановлениями, касающимися юбилейного года, а также с законами Ликурга

29. в Спарте.

30. Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 2000. Ст. 148, 149.

31. В современных правовых системах только в исламе консуммация рассматривается как необходимый и завершающий этап

32. заключения брака и одновременно как начало исполнения супружеского долга. - См. Milliot L., Blanc J-P. Introduction à l'étude

33. du droit musulman. P., 2001. P. 320-321.

34. Это событие является ритуальной составной частью бракозаключительного процесса почти у всех древних народов и всегда

35. предшествует консуммации. См.: Осипов А.М. Указ. соч. С. 158, 173, 177, 185, 203.

36. На нее распространялись лишь обязательства по брачному сговору.

37. Некоторые ученые при этом полагают, что сговор и обручение есть два разных действия. Первое является частным проявле-

38. нием воли, второе же – торжественное изъявление своего согласия. В этом случае только обручение порождает правовые

39. последствия. См.: Осипов А.М. Брачное право древнего Востока. М., 2012. С. 123. Однако, по его же мнению, законодательство

40. постоянно стремилось уничтожить различие между ними. Мы последуем за уважаемым ученым и также не станем разделять

41. сговор и обручение.

42. Дигесты Юстиниана. D. 23.1.1.

43. «Sufficit nudus consensus ad constituenda sponsalia». - D. 23.1.2, 4.

44. Это нам сообщает, в частности, Гай. - D. 23. 1. 17.

45. Так, Герений Модестин требует в Дигестах, чтобы лица, в отношении которых заключается сговор «non sint minores quam

46. septem annis». - D. 23. 1. 14.

47. Дигесты Юстиниана. D. 23. 1. 7. 1.

48. Законы Хаммурапи. Цит. по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

49. Лаконичный язык древних законов нередко умалчивает о некоторых подробностям юридических действий, считая их есте-

50. ственными и не требующими специального описания. Так и вышеприведенная статья Кодекса Хаммурапи не упоминает о

51. даче согласия со стороны будущего тестя. Но мы знаем, что согласие может быть выражено и молчанием. Это характерно

52. не только для гражданско-правовых сделок, но и для семейного права. По мнению римского юриста Юлия Павла (ссылаю-

53. щегося на Юлиана), отец дочери признается согласившимся на брак, если он прямо не выразил своего несогласия. - D. 23. 1.

54. Аналогично и дочь, не сопротивляющаяся отцу, считается давшей свое согласие во время сговора. - Ульпиан. D. 23. 1. 12.

55. На самом деле вено и задаток суть разные вещи. Если под первым понимали в древности выкуп, уплачиваемый за невесту, то

56. второй являет собой определенную денежную сумму– заряд в русских летописях – и служит для обеспечения обязательства.

57. Но в данном случае в законах древнего Вавилона мы видим смешение этих двух понятий. Это, по нашему мнению, является

58. отголоском синкретизма права еще более раннего периода, нежели исследуемый.

59. Законы Хаммурапи. Цит. по:Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

60. Там же.

61. Там же.

62. Там же.

63. Муж здесь только управляет этим имуществом. В случае смерти жены приданое переходит ее сыновьям (ст. 162), а если она

64. скончалась бездетной, то оно возвращается ее отцу (ст. 163).

65. Законы Хаммурапи. Цит. по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

66. Там же.

67. Кулишер М.И. Развод и положение женщины. Спб., 1896. С. 204 и послед.


Рецензия

Для цитирования:


Карпенко К.В. О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(5(26)):172-181. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-172-181

For citation:


Karpenko K.V. On Family Relationships under the Laws of Hammurabi. MGIMO Review of International Relations. 2012;(5(26)):172-181. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-172-181

Просмотров: 4709


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)