Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос использования потенциала привлекательности российского образования в качестве инструмента долгосрочного политического влияния на международной арене. Последовательно анализируется изменение ресурсной базы лидерства в современной мировой политике, рассматриваются относительные преимущества и потенциал «мягкой силы» российской системы высшего образования, дается оценка существующим государственным инициативам в области повышения качества и привлекательности российских вузов.

Об авторе

А. В. Торкунов
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Действительный член РАН, ректор


Список литературы

1. См.: Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 27 февраля. URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.

2. html

3. См.: Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации. Основные направления политики Российской

4. Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (2010 г.)

5. Nye J. The Means to Success in World Politics. NY. 2004.

6. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации. Основные направления политики Российской

7. Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (2010 г.).

8. См.: Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. 2006. Т.4. № 3(12)

9. URL: http://intertrends.ru/twelfth/001.htm

10. Подберезкин А.И., Большова Н.Н., Подберезкина О.А. Современные университеты - кузница идей, технологий и креативного

11. класса // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 2. С. 231.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.).

13. См. также: Лебедева М.М. Фор. Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета.

14. № (6)9. С. 201.

15. См. также: Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России //Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на

16. национальное мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011.

17. Подробнее см.: Пресс-конференция с Торкуновым А.В. Как университетам России добиться признания на глобальном рынке

18. высшего образования // РБК ТВ 23 мая 2012 г. URL: http://top.rbc.ru/pressconf/23/05/2012/651297.shtml

19. Всемирный доклад по образованию 2006. Сравнение мировой статистики в области образования – Институт статистики

20. ЮНЕСКО. Монреаль, 2006. С. 32 – 34.

21. Тремблэй К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных орга-

22. низаций. 2010. № 3 (29). С. 117.

23. How many students study abroad? // OECD Factbook 2011-2012. Economic, Environment and Social Statistics. 2011. P. 214.

24. Тремблэй К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных орга-

25. низаций. 2010. № 3 (29). C. 116.

26. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального

27. образования Российской Федерации на период до 2015 года (2010 г.).

28. См.: Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России //Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на нацио-

29. нальное мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011.

30. См.: Ministry of Education. Research Findings // The Experiences of International Students in New Zealand: Report on the results of

31. the National Survey. May 2008. P. 44. URL: http://www.educationcounts.govt.nz/__data/assets/pdf_file/0003/23925/Report_2007_5_

32. research_findings.pdf

33. См.: Global Education Digest 2009 : Comparing Education Statistics Across the World - The UNESCO Institute for Statistics, 2009. P. 36-37.

34. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. проф. В.Б. Супяна. М.: Магистр,

35. С. 220.

36. См.: Corbett A. Universities and the Europe of Knowledge. Ideas, Institutions and Policy Entrepreneurship in European Union Higher

37. Education Policy, 1955 – 2005. –Palgrave Macmillan, 2005.

38. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Российская газета. 2012. 16 января. URL:

39. http://www.rg.ru/2012/01/16/statya.html

40. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества

41. / МИД России. 2010. С.3.

42. Обзор внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации МИД России за 2010 / МИД России.

43. С. 161.

44. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудниче-

45. ства / МИД России. 2010.

46. Обзор внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации МИД России за 2011. 2012. С. 156-157.

47. Концепция поддержки Российской Федерацией подготовки национальных кадров для зарубежных стран (2002 г.) URL: http://

48. www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/

49. Проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 – 2020 гг. URL: http://russia.edu.

50. ru/information/analit/official/3783/

51. Лебедева М.М. Фор. Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009.

52. № (6)9. С. 203.

53. Панова Е.П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №2(15).

54. С. 160.

55. Вухт Ф. ван, Вестерхайден Д.Ф. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образо-

56. вания // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (36). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/26/1269124950/2.pdf

57. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области

58. образования и науки" // Российская газета. 2012, 09 мая. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html


Рецензия

Для цитирования:


Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(4(25)):85-93. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93

For citation:


Torkunov A.V. Education as a Soft Power Tool in Russian Foreign Policy. MGIMO Review of International Relations. 2012;(4(25)):85-93. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93

Просмотров: 1548


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)