Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Почему пробуксовывает диалог цивилизаций

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-147-154

Аннотация

В статье разъясняется, почему два крупных международных проекта, поддержанных ООН, – иранская идея диалога цивилизаций и испано-турецкая концепция альянса цивилизаций – не привели к желаемым результатам и не дали ожидавшегося эффекта.

Об авторе

В. В. Попов
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
К.и.н., директор Центра партнерства цивилизаций ИМИ


Список литературы

1. Этот же процесс распространяется и на сферу противостояния Запада и исламского мира. Так случилось, что в начале ХХI в. именно

2. ислам выступил в качестве реального оппонента США и других западных государств. Собственно говоря, по убеждению многих

3. политологов, ХХI в. начался, по существу, 11 сентября 2001 г., то есть с момента крупнейшего террористического акта современно-

4. сти, когда погибло около 3 тысяч человек и был нанесен удар по наиболее значимым символам американского капитализма. И до

5. этого времени отношения между исламским и западным мирами не были особенно безоблачными (не последнюю роль играло то

6. обстоятельство, что ряд западноевропейских государств превратил многие исламские регионы в свои колонии), однако после 11

7. сентября этот процесс конфронтации стал принимать зримые очертания.

8. Хотя этот миф был далек от действительности, но тем не менее, как говорится, накаркали. В 1993 г., занимавший в то время пост

9. Генерального секретаря НАТО бельгиец В. Класс объявил, что основная опасность для западных держав исходит именно от ислама

10. (рискну предположить, что публикация через несколько месяцев известной концепции Хантингтона была не случайным совпадением).

11. Министерства иностранных дел одиннадцати мусульманских государств потребовали от датского правительства извинений, неко-

12. торые из них даже закрыли свои посольства в Дании в знак протеста, когда Копенгаген этого не сделал.

13. Дефицит трудовых ресурсов в одних странах и их избыток — в других (при резком разрыве уровня жизни) привели к увеличению

14. потоков легальных и нелегальных мигрантов, расширению круга смешанных цивилизаций и, как следствие, — к обострению меж-

15. цивилизационных и межконтинентальных противоречий. Миграция — перемещение людей по планете — всегда была составной

16. частью мирового процесса, способствовала экономическому развитию, взаимному культурному и научному обогащению. В насто-

17. ящее время ее темпы ускорились, она приобрела невиданные ранее масштабы — 200 млн мигрантов, характеризуется появлением

18. новых форм и имеет тенденцию к увеличению в самые ближайшие годы. Она оказывает большое влияние на политическое и эконо-

19. мическое положение большинства стран, создает новые «узлы» проблем, что особенно отчетливо проявилось во время мирового

20. финансового кризиса. Представители других цивилизаций заметно расширили свое присутствие на Западе, прежде всего в Европе

21. и Северной Америке.

22. Двойственность европейской политики в последние годы подвергается все большей критике не только в мусульманских государствах.

23. С одной стороны, Европейский союз создает так называемую «культуру мира», что означает не просто отсутствие войны в Европе,

24. но и отказ от воинственных сентенций, угроз и кризисов. С другой стороны, диссонансом этим утверждениям стала натовская война

25. г. в Косово, как часть плана по дезинтеграции бывшей Югославии. Почетный профессор международного права Принстонского

26. университета, специальный докладчик по правам человека в Палестине Ричард Фалк считает, что именно эти противоречия в роли

27. Европы привели к антиевропейским актам насилия, самым драматическим в Мадриде в 2005 и в Лондоне в 2007 г. В качестве реакции

28. на эти действия большая часть Европы двинулась в направлении уродливой исламофобии», расчищая путь антииммигрантской

29. реакционной политики, направленной прежде всего против исламских меньшинств, а также в виде нежелания довести до конца

30. переговоры, открывающие Турции вход в членство ЕЭС, не говоря уже об ограничении религиозных свобод (прежде всего, касаю-

31. щихся одежд женщин).

32. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2006, С.60.

33. Российская газета. 06.06.2012.

34. В последние годы в нашей стране многое сделано для поддержания и развития добрых отношений с исламским миром. Российская

35. Федерация вошла в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя (30 июня 2005 г.), такой же статус она получила

36. и в Исламской организации по культуре, науке и образованию (ИСЕСКО). В 2006 г. была образована Группа стратегического видения

37. «Россия - исламский мир» под руководством Е.М. Примакова и М.Ш. Шаймиева. В ее состав входят более двадцати высокопоставлен-

38. ных представителей мусульманских государств. Ее работа является важнейшей составляющей нашей общей политической линии

39. в исламском мире. За этот период были созданы Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Центр арабских и

40. исламских исследований, заработал канал «Россия сегодня» на арабском языке и т.п.


Рецензия

Для цитирования:


Попов В.В. Почему пробуксовывает диалог цивилизаций. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(4(25)):147-154. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-147-154

For citation:


Popov V.V. Why the Dialogue of Civilizations Skids? MGIMO Review of International Relations. 2012;(4(25)):147-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-147-154

Просмотров: 519


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)