Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Потенциальный вклад Болонского процесса в повышение международно-политической привлекательности России

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-241-246

Аннотация

Категория «государственное влияние» получает сегодня все более широкую и многовекторную трактовку, которая выходит за рамки исключительно военного могущества или экономической силы. Традиционные категории влияния шаг за шагом уступают позиции более тонким формам воздействия – народной дипломатии, международному имиджу нации, созданию и поддержанию которых в немалой степени способствует интернациональное предложение образовательных услуг. Экономика знаний постепенно становится фактором глобального влияния, «силы» для ряда государств. В 2013 г. исполнится десять лет с момента вступления России в Болонский процесс, запущенный в июне 1999 г. министрами образования 29 европейских стран. В статье анализируется потенциальный международно-политический вклад Болонского процесса в развитие российских инструментов мягкой власти, таких, как народная дипломатия, неполитизированное продвижение пространства русского языка и укрепление диалога Россия–ЕС посредством интенсификации его культурно-образовательной составляющей.

Об авторе

М. А. Чепурина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Аспирант российско-французской аспирантуры по мировой политике


Список литературы

1. Лавров С.В. Российская дипломатия в меняющемся мире//Федеральный справочник. Том 23. Апрель 2010 г. URL : http://www.mid.ru/

2. brp_4.nsf/0/120AA79468FE6685C325771500288220

3. Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить//Известия. 16.01.2012

4. Nye J. The Future of Power. NewYork: Public Affairs. 2011. С.XV.

5. Так, на сайте Минобр Науки России цитируется впечатляющий пример города-государства Сингапур, превратившийся в крупный

6. международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы

7. обучения. Активно рекламирует за рубежом образовательные услуги своего единственного университета даже Мальта, предлагая

8. иностранным студентам и школьникам (в том числе российским) обучение на разнообразных языковых курсах. URL : http://www.

9. russia.edu.ru/information/analit/1300/

10. Ренан Ж. Будущее науки. Цит. по: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд Новое тысяче-

11. летие, 1994.

12. Лебедева М.М. Введение / М.М. Лебедева // Болонский процесс: проблемы и перспективы. М.: Оргсервис, 2006. С. 6-10.

13. С 2010 г. членами Болонского процесса являются 47 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Бол-

14. гария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,

15. Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша,

16. Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория,

17. Швейцария, Швеция, Эстония. «Белым пятном» на европейском векторе пока остается Белоруссия, запрос на членство которой был

18. отклонен в 2012 году.

19. Россия вступила в Болонский процесс, пресс-служба Комитета ГД по образованию и науке, 20.09.2003. URL:: http://www.shishlov.ru/

20. education/bolognia/index.phtml?id=279

21. Декларация о Европейском пространстве высшего образования, Будапешт–Вена, 12 марта 2010 г. URL: http://bologna-centr.at.ua/

22. PDF/2010_Budapesht.pdf

23. Европейская комиссия, агентство по образованию и культуре. URL: http://eacea.ec.europa.eu/llp/erasmus/erasmus_en.php

24. Роверси Ф. Установление Великой Хартии Вольностей// Обсерватория Фундаментального Университета Ценностей.24.10.2003. URL:

25. http://www.magna-charta.org/library/userfiles/file/mc_russian.pdf

26. Making the most of our potential : Consolidating the European Higher Education Area// Bucharest Communiqué of 27 April 2012. URL : http://

27. www.ehea.info/Uploads/%281%29/Bucharest%20Communique%202012%281%29.pdf

28. The Bologna Declaration of 19 June 1999. URL : http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/990719BOLOGNA_DECLARATION.PDF

29. Лебедева М.М. Европейская интеграция в области высшего образования: потенциал сотрудничества университетов России и Латвии//

30. Журнал «Рэлга». 2005. №9.

31. Самойлов В. Лучшие послы ЕС: студенты, а не дипломаты//Вся Европа, 2007. URL : http://www.alleuropa.ru/luchshie-posli-es

32. Nye J. The Future of Power. New York: Public Affairs: 2011.

33. Nye J. Soft Power : the Means to Success in World Politics. New York. Public Affairs: 2004.

34. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2. С. 157-161.

35. Цит. по: J. Nye. Soft Power and Higher Education. 2006. URL : http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ffp0502s.pdf

36. Яковлев А.Н. Я говорил про обновление социализма, а сам знал, к чему дело идет // Независимая газета, 2 декабря 2003. URL : http://

37. www.ng.ru/ideas/2003-12-02/1_yakovlev.html

38. J. Nye. Soft Power and Higher Education. 2006. URL : http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ffp0502s.pdf

39. Yale World Fellows Program 2010. URL: http://www.yale.edu/worldfellows/fellows/navalny.html

40. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2. С. 158.

41. Касаткин П.И., Харкевич М.В. Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты)//

42. Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 4. С. 305-311.

43. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: Росспэн. 2003. С. 144

44. Шапошников В. Поездка к альма-матери// Коммерсантъ. 31 окт. 2011. URL : http://kommersant.ru/doc/1802472/print

45. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. Министерство образования РФ. URL : http://

46. www.russia.edu.ru/information/analit/1300/

47. Там же.

48. Всемирный доклад по образованию 2011г. Сравнение мировой статистики в области образования// Монреаль: Институт статистики

49. ЮНЕСКО. URL : http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/global_education_digest_2011_en.pdf

50. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 гг . URL : http://www.russia.edu.ru/news/discus/

51. concept/3783/

52. Торкунов А. В. Задачи и вызовы университетской политики// Международные процессы. 2011. № 1(25).

53. Гладков Г.И. Болонский процесс в России: «дорожная карта»//Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего

54. образования в Европе/под общ. ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. С. 68.

55. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, утверждённая на саммите Россия–ЕС,

56. Москва, 10 мая 2005 года. URL: http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/845422B0A48CC826C325700A00360421

57. Костуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: оценки четырехлетнего опыта и перспективы, 2007 г. URL: http://www.iori.hse.ru/es/

58. materials/T.Kastueva-Jean.pdf

59. Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования //Вся Европа. 2009. №3(31).

60. Бжезинский Зб. Понять последствия: стратегическое предвидение отношений России и Запада// Интервью Российской Газете ,

61. 03.2012. URL : http://www.rg.ru/2012/03/28/bjezinskiy-poln.html

62. См., например, Кара-Мурза С.Г. Угасание разума: Болонская система//Наша власть: дела и лица. 2007. № 9(77). URL : http://nashavlast.

63. ru/article_description/1/11.html ; Садовничий В.А. Оболонят ли Россию? 9 сентября 2003 г. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=393561


Рецензия

Для цитирования:


Чепурина М.А. Потенциальный вклад Болонского процесса в повышение международно-политической привлекательности России. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(4(25)):241-246. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-241-246

For citation:


Chepurina M.A. Potential Contribution of the Bologna Process to Strengthening Russian International Political Attractiveness. MGIMO Review of International Relations. 2012;(4(25)):241-246. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-241-246

Просмотров: 584


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)