Preview

MGIMO Review of International Relations

Advanced search

Potential Contribution of the Bologna Process to Strengthening Russian International Political Attractiveness

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-241-246

Abstract

The category of “state power” is becoming increasingly complex and multi-faceted today, no longer being solely based on military or economic strength. Traditional categories of power gradually give place to more subtle forms of influence among which public diplomacy and attractive international image of a nation, which can be created and sustained, among others, via international higher education cooperation promotion. Nowadays, knowledge economy is becoming a tool of international influence for a number of states.In 2013 Russia will be celebrating ten years since it joined the Bologna Process, launched in June 1999 by the Ministers of Education of 29 European countries. The article analyses the potential international political contribution of the Bologna system to the development of Russian soft power tools, such as public diplomacy, Russian language promotion and strengthening the EU-Russia cooperation through the intensification of its cultural and educational component.

About the Author

M. A. Chepurina
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Russian Federation


References

1. Лавров С.В. Российская дипломатия в меняющемся мире//Федеральный справочник. Том 23. Апрель 2010 г. URL : http://www.mid.ru/

2. brp_4.nsf/0/120AA79468FE6685C325771500288220

3. Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить//Известия. 16.01.2012

4. Nye J. The Future of Power. NewYork: Public Affairs. 2011. С.XV.

5. Так, на сайте Минобр Науки России цитируется впечатляющий пример города-государства Сингапур, превратившийся в крупный

6. международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы

7. обучения. Активно рекламирует за рубежом образовательные услуги своего единственного университета даже Мальта, предлагая

8. иностранным студентам и школьникам (в том числе российским) обучение на разнообразных языковых курсах. URL : http://www.

9. russia.edu.ru/information/analit/1300/

10. Ренан Ж. Будущее науки. Цит. по: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд Новое тысяче-

11. летие, 1994.

12. Лебедева М.М. Введение / М.М. Лебедева // Болонский процесс: проблемы и перспективы. М.: Оргсервис, 2006. С. 6-10.

13. С 2010 г. членами Болонского процесса являются 47 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Бол-

14. гария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,

15. Италия, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша,

16. Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория,

17. Швейцария, Швеция, Эстония. «Белым пятном» на европейском векторе пока остается Белоруссия, запрос на членство которой был

18. отклонен в 2012 году.

19. Россия вступила в Болонский процесс, пресс-служба Комитета ГД по образованию и науке, 20.09.2003. URL:: http://www.shishlov.ru/

20. education/bolognia/index.phtml?id=279

21. Декларация о Европейском пространстве высшего образования, Будапешт–Вена, 12 марта 2010 г. URL: http://bologna-centr.at.ua/

22. PDF/2010_Budapesht.pdf

23. Европейская комиссия, агентство по образованию и культуре. URL: http://eacea.ec.europa.eu/llp/erasmus/erasmus_en.php

24. Роверси Ф. Установление Великой Хартии Вольностей// Обсерватория Фундаментального Университета Ценностей.24.10.2003. URL:

25. http://www.magna-charta.org/library/userfiles/file/mc_russian.pdf

26. Making the most of our potential : Consolidating the European Higher Education Area// Bucharest Communiqué of 27 April 2012. URL : http://

27. www.ehea.info/Uploads/%281%29/Bucharest%20Communique%202012%281%29.pdf

28. The Bologna Declaration of 19 June 1999. URL : http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/990719BOLOGNA_DECLARATION.PDF

29. Лебедева М.М. Европейская интеграция в области высшего образования: потенциал сотрудничества университетов России и Латвии//

30. Журнал «Рэлга». 2005. №9.

31. Самойлов В. Лучшие послы ЕС: студенты, а не дипломаты//Вся Европа, 2007. URL : http://www.alleuropa.ru/luchshie-posli-es

32. Nye J. The Future of Power. New York: Public Affairs: 2011.

33. Nye J. Soft Power : the Means to Success in World Politics. New York. Public Affairs: 2004.

34. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2. С. 157-161.

35. Цит. по: J. Nye. Soft Power and Higher Education. 2006. URL : http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ffp0502s.pdf

36. Яковлев А.Н. Я говорил про обновление социализма, а сам знал, к чему дело идет // Независимая газета, 2 декабря 2003. URL : http://

37. www.ng.ru/ideas/2003-12-02/1_yakovlev.html

38. J. Nye. Soft Power and Higher Education. 2006. URL : http://net.educause.edu/ir/library/pdf/ffp0502s.pdf

39. Yale World Fellows Program 2010. URL: http://www.yale.edu/worldfellows/fellows/navalny.html

40. Панова Е. П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства//Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2. С. 158.

41. Касаткин П.И., Харкевич М.В. Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты)//

42. Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 4. С. 305-311.

43. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: Росспэн. 2003. С. 144

44. Шапошников В. Поездка к альма-матери// Коммерсантъ. 31 окт. 2011. URL : http://kommersant.ru/doc/1802472/print

45. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. Министерство образования РФ. URL : http://

46. www.russia.edu.ru/information/analit/1300/

47. Там же.

48. Всемирный доклад по образованию 2011г. Сравнение мировой статистики в области образования// Монреаль: Институт статистики

49. ЮНЕСКО. URL : http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/global_education_digest_2011_en.pdf

50. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 гг . URL : http://www.russia.edu.ru/news/discus/

51. concept/3783/

52. Торкунов А. В. Задачи и вызовы университетской политики// Международные процессы. 2011. № 1(25).

53. Гладков Г.И. Болонский процесс в России: «дорожная карта»//Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего

54. образования в Европе/под общ. ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. С. 68.

55. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, утверждённая на саммите Россия–ЕС,

56. Москва, 10 мая 2005 года. URL: http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/845422B0A48CC826C325700A00360421

57. Костуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: оценки четырехлетнего опыта и перспективы, 2007 г. URL: http://www.iori.hse.ru/es/

58. materials/T.Kastueva-Jean.pdf

59. Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования //Вся Европа. 2009. №3(31).

60. Бжезинский Зб. Понять последствия: стратегическое предвидение отношений России и Запада// Интервью Российской Газете ,

61. 03.2012. URL : http://www.rg.ru/2012/03/28/bjezinskiy-poln.html

62. См., например, Кара-Мурза С.Г. Угасание разума: Болонская система//Наша власть: дела и лица. 2007. № 9(77). URL : http://nashavlast.

63. ru/article_description/1/11.html ; Садовничий В.А. Оболонят ли Россию? 9 сентября 2003 г. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=393561


Review

For citations:


Chepurina M.A. Potential Contribution of the Bologna Process to Strengthening Russian International Political Attractiveness. MGIMO Review of International Relations. 2012;(4(25)):241-246. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-241-246

Views: 585


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)