Действительно ли так важен «Железный Шелковый Путь»? Роль железнодорожных грузовых перевозок в китайском проекте «Экономического пояса Шёлкового пути»
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-168-193
Аннотация
Контейнерные железнодорожные перевозки «China Railway Express», связывающие Европу и Китай, являются флагманским проектом в рамках китайской инициативы Пояса и пути. Тем не менее, технически проект остается слабо проработанным. Из-за низкого качества управления и проблем прозрачности логистики, даже фактический объём перевезённых контейнеров и товаров является неизвестным. В связи с этим, подвергая эффективность межконтинентальной железнодорожной системы критической оценке, авторы статьи анализируют реальную и возможную пропускную транспортную способность данной системы. Авторы сопоставляют заявления в китайских государственных средствах массовой информации со статистикой Европейского Союза и обнаруживают расхождения между количеством поездов, предположительно отправляющихся из Китая, и количеством поездов, прибывающих в Европейский Союз. Соответственно, в настоящей статье, с опорой на различные источники и данные по грузовым железнодорожным перевозкам между Китаем и Европой, выявляется фактическое количество перевезенного груза, которое оказалось меньше ожидаемого и декларируемого. Также, исследуется политическое содержание проекта железнодорожных грузовых перевозок «CR Express» в контексте превращения Китая в «транспортную державу». Данное исследование может быть интересным для исследователей и практиков Европейского Союза, России и Центральной Азии, поскольку предлагает материал для оценки реальной необходимости участия в продолжающемся развертывании системы межконтинентальных железнодорожных грузовых перевозок «CR Express». При этом авторы предостерегают, что, несмотря на потенциальные экономические выгоды, прежде всего для центральноазиатских государств, инициатива усиливает экономическую и логистическую, инфраструктурную зависимость от Китая. Для Китайской Народной Республики, «CR Express» является геополитическим и геоэкономическим инструментом и способствует консолидации её внешнеполитического влияния.
Об авторах
П. БакскиВенгрия
Петер Бакски - докторант Факультета наук о Земле
H-7622 Pecs, Vasvari Pal utca 4, Hungary
Т. Кендердайн
Казахстан
Тристан Кендердайн - директор по исследованиям
Алматы
Список литературы
1. Besharati B., Gansakh G., Liu F.F., Zhang X.M., Xu M. 2017. The Ways to Maintain Sustainable China-Europe Block Train Operation. Business and Management Studies. 3, September. 25 p. DOI: 10.11114/bms.v3i3.2490
2. Blancas L.C., Ollivier G., Bullock R. 2015. Customer-driven Rail Intermodal Logistics: Unlocking a New Source of Value for China. China Transport Topics. 12. P. 1-10.
3. Bucsky P. 2018. China–European Union Rail Freight Traffic: Slow Growth Despite Media Spotlight. Transport Economics and Logistics. 76, P. 123-142. DOI: 10.26881/etil.2018.76.11
4. Bucsky P. 2019. The Iron Silk Road: How Important Is It? Area Development and Policy. 5 (2). P. 146-166. DOI: 10.1080/23792949.2019.1672571
5. Buscky P., Kenderdine Т. 2020. Ferghana Valley Railway Should Never Be Built. Middle East Institute, 17 March. URL: https://www.mei.edu/publications/ferghana-valley-railwayshould-never-be-built#_edn4
6. Huenemann R. 1984. The Dragon and the Iron Horse – The Economics of Railroads in China 1876-1937. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. 366 p.
7. Huenemann R. 1993. Modernizing China's Transport System' in Joint Economic Committee of the United States, China's Economic Dilemmas in the 1990s – The Problems of Reforms, Modernization, and Interdependence. New York: M. E. Sharpe. P. 455-469.
8. Huenemann R. 2001. Are China's Recent Transport Statistics Plausible? China Economic Review. 12 (4). P. 368-372.
9. Hughes N. 2002. China's Economic Challenge – Smashing the Iron Rice Bowl. New York: M.E. Sharpe. 256 p.
10. Kaldor N. 1970. The Case for Regional Policies. Scottish Journal of Political Economy. 17 (3). P. 337-348.
11. Kenderdine T. 2017a. China’s Industrial Policy, Strategic Emerging Industries, and Space Law. Asia and the Pacific Policy Studies. 2 (4). P. 325-342. DOI: 10.1002/app5.177
12. Kenderdine T. 2017b. China’s Industrial Capacity Policy is a One-Way Street. South China
13. Morning Post, June 8 2017. URL: https://www.scmp.com/business/banking-finance/article/2097524/chinas-industrial-capacity-policy-one-way-street
14. Kenderdine T. 2018a. Death of the East Asian Goose and the Rise of China’s Geoindustrial Policy. Journal of Chinese Political Science. 23. P. 437-453.
15. Kenderdine T. 2018b. Kazakh Land, China Capital ‒ Exporting China’s Project System to External Geographies. Central Asian Affairs. 5. P. 313-341.
16. Kenderdine T., Han L. 2018. International Capacity Cooperation ‒ Financing China’s Export of Industrial Overcapacity. Global Policy. 9 (1). P. 41-52. DOI: 10.1111/1758-5899.12509
17. Kenderdine T., Lan P.Y. 2019. China’s Middle East Investment Policy. Eurasian Geography and Economics. 1-2. P. 557-584. DOI: 10.1080/15387216.2019.1573516
18. Lam J.S.L., Gu, Y. 2016. A Market-oriented Approach for Intermodal Network Optimisation
19. Meeting Cost, Time and Environmental Requirements. International Journal of Production Economics. 171. P. 266-274. DOI: 10.1016/j.ijpe.2015.09.024
20. Lippit V.D. 1966. Development of Transportation in Communist China. The China Quarterly. 27. P. 101-119.
21. Liu B., Lee S., Xiao J., Wang L., & Jiao Z. (Ed.). 2013. Contemporary Logistics in China. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg. 108 p.
22. Myrdal G. 1954. The Political Element in the Development of Economic Theory. Cambridge Mass.: Harvard University Press. 248 p.
23. O'Hara P.A. 2008. Principle of Circular and Cumulative Causation: Fusing Myrdalian and Kaldorian Growth and Development Dynamics. Journal of Economic Issues. 42 (2). P. 375-387.
24. Schumpeter J.A. 1942. Capitalism, Socialism, and Democracy (3rd ed., 2008). Harper Perennial Modern Thought, New York: Thomas K. McKraw. 460 p.
25. Wang C., Ducruet C. 2013. Transport Corridors and Regional Balance in China: The Case of Coal Trade and Logistics. Journal of Transport Geography. 40. P. 3-16.
26. Wang J.E., Jing Y., Wang C.J. 2017. Study on Better Organization of China-Europe Express Train. Bulletin of Chinese Academy of Sciences. 32 (4). P. 370-376.
27. Wang K., Xia W., Zhang A. 2017. Should China Further Expand its High-speed Rail Network? Consider the Low-cost Carrier Factor. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 100. P. 105-120. DOI: 10.1016/J.TRA.2017.04.010
28. Wei H., Sheng Z., Lee P. T.-W. 2017. The Role of Dry Port in Hub-and-spoke Network under Belt and Road Initiative. Maritime Policy & Management. 45 (3). P. 1-18. DOI: 10.1080/03088839.2017.1396505
29. Wu J., Nash C., Wang D. 2014. Is High Speed Rail an Appropriate Solution to China’s
30. Rail Capacity Problems? Journal of Transport Geography. 40. P. 100-111. DOI: 10.1016/J.JTRANGEO.2014.05.004
31. Zhao L., Zhao Y., Hu Q., Li H., Stoete, J. 2017. Evaluation of Consolidation Center Cargo Capacity and Loctions for China Railway Express. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 107. P. 58-81. DOI: 10.1016/j.tre.2017.09.007
Рецензия
Для цитирования:
Бакски П., Кендердайн Т. Действительно ли так важен «Железный Шелковый Путь»? Роль железнодорожных грузовых перевозок в китайском проекте «Экономического пояса Шёлкового пути». Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(5):168-193. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-168-193
For citation:
Bucsky P., Kenderdine T. Is the Iron Silk Road Really So Important? Rail Freight Use on China’s “Silk Road Economic Belt”. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(5):168-193. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-168-193