ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. США в мировой политике и экономике 
Статья посвящена начальному периоду колонизации севера Тихого океана и Калифорнии в контексте дипломатических отношений России и Испании в конце XVII–XVIII вв. Рассматривается политика европейских государств, направленная на открытие и продвижение в северной части Тихого океана. Анализируются вопросы истории освоения указанных территорий, экспедиции в северную часть Тихого океана, карты данного региона. Рассматривается малоисследованная в отечественной историографии тема начального этапа колонизации территорий Калифорнии в XVIII в., выявлено влияние внешнеполитического фактора на динамику колонизационных процессов в этом регионе.
В статье отмечено, что исследования северной части Тихого океана издавна привлекали внимание европейских держав. Указаны факторы, которые привели к освоению части северо-западного американского побережья, включая отдельные области Калифорнии, Аляски и Алеутских островов. Отмечено, что это был сложный и многоплановый процесс, в котором приняли участие государственные власти и частные купеческие компании. Авторы подтвердили, что экспансия испанской империи в Калифорнию стала возможной отчасти из-за опасений мадридского двора по поводу укрепления Российской и Британской империй в северной части Тихого океана. На основании впервые введённых в научных оборот испанских документов была показана обоснованность опасений мадридского двора в отношении неизбежного развития российской колонизации в указанном регионе. Уверенному территориальному продвижению русских к Тихому океану способствовала амбициозная, но в тоже время сбалансированная дипломатия Петра I, сумевшая обеспечить расширение границ Российской империи. В свою очередь, продвижение России к берегам Америки было обусловлено экономическими причинами: во многом выход к Тихому океану отрядов казаков и представителей купечества был вызван стремлением получить прибыль от пушного промысла и торговли. Кроме этого, имелся в виду национальный интерес: по мере расширения экономического влияния реализовывались государственные задачи присоединения территорий и приведения в подданство местного населения.
В статье отмечаются особенности испанского закрепления на отдельных территориях в Калифорнии, которое было направлено на возможное сдерживание русского продвижения. Сделан вывод о том, что российско-испанские отношения на северо-западе Тихого океана в конце XVII–XVIII вв. внесли свой вклад в характер последующего освоения территорий на севере Тихого океана. Статья написана на основании широкого круга источников из отечественных и зарубежных архивов, включая архивы Мадрида, Севильи и Симанкаса. ского продвижения. Сделан вывод о том, что российско-испанские отношения на северо-западе Тихого океана в конце XVII–XVIII вв. внесли свой вклад в характер последующего освоения территорий на севере Тихого океана. Статья написана на основании широкого круга источников из отечественных и зарубежных архивов, включая архивы Мадрида, Севильи и Симанкаса.
В статье исследованы особенности динамики и структуры внешней торговли США со странами ЕС, которые вызваны изменением американской внешнеторговой политики после прихода к власти Д. Трампа. Актуальность темы обусловлена тем, что США задают общие настроения в системе международных экономических отношений, и в частности - в международной торговле. Усиление протекционизма, нарастание дезинтеграционных процессов (пересмотр условий НАФТА/ЮСМКА, выход США из ТТП, остановка переговоров о создании ТТИП) - это ответ президентской администрации на вызовы, с которыми столкнулись США. Глобализация и либерализация перестали отвечать интересам американской экономики, что привело к пересмотру идейных основ и практики внешнеэкономической деятельности.
Цель данной статьи состоит в выявлении основных черт сотрудничества США со странами ЕС в торговой сфере, а также особенностей структуры, динамики и географии американо-европейского внешнеторгового обмена, в том числе в период президентства Д. Трампа. Рассмотрена проблема торгового дефицита США. Статистические данные показывают, что экономическая заинтересованность Соединённых Штатов в ЕС исходит из конкурентных преимуществ отдельных стран. В настоящее время не исключена вероятность усиления дезинтеграционного процесса в Европейском союзе, поскольку после Брекзита идею покинуть Союз высказывали Нидерланды и другие страны. Это будет играть на руку США, заинтересованным не в сильной единой Европе, а в повышении эффективности двусторонних связей с отдельными странами, входящими в Евросоюз. Основной вывод исследования заключается в следующем: глобализационный процесс и взаимозависимость экономик ослабели, и вне зависимости от результатов президентских выборов, вне зависимости от того, будут ли США в дальнейшем проводить политику протекционизма и вести «торговые войны», состоится ли прогнозируемый ЮНКТАД и МВФ мировой экономический кризис 2020-2021 гг., ЕС и США будут вынуждены искать компромиссы и пересматривать условия переформатирования несостоявшегося ТТИП.
Отношения между Японией и США демонстрируют существенные изменения. Хотя основное внимание приковано к военно-стратегическим аспектам, большее значение в глазах политических элит двух стран имеют торгово-инвестиционные связи и режим их регулирования. Трения между двумя странами по этому поводу имеют длительную историю, однако заметно обострились после прихода в Белый дом президента Д. Трампа. Торговые переговоры 2019 г. и заключение торгового соглашения по ограниченному кругу товарных позиций не привели к комплексному урегулированию имеющихся различий в подходах и разногласий по конкретным вопросам. Усиление конфронтации между США и КНР на фоне эпидемии коронавируса в начале 2020 г. временно вывели торговые трения между США и Японией из фокуса внимания американской президентской администрации, но в ближайшем будущем они вновь окажутся частью актуальной повестки двусторонних отношений и торговой политики США.
В Японии растут опасения, что долгосрочные сдвиги в мировосприятии и мироощущении американской политической элиты создают для интересов Японии дополнительные угрозы и сложности. Наибольшее беспокойство вызывает размывание в американском истеблишменте убеждённости в необходимости дальнейшей либерализации международной торговли и инвестиций на основе многосторонних соглашений и структур глобального и регионального масштаба. Есть основания полагать, что стремление администрации Д. Трампа переключить усилия на форсированное достижение и пересмотр двусторонних договоренностей с основными странами-партнёрами является долгосрочным сдвигом и сохранится при любом исходе президентских выборов в США.
Произошедшие изменения в японо-американских межгосударственных отношениях по поводу взаимных экономических связей подтверждают общую тенденцию к фрагментации международного торгово-инвестиционного режима, отказу от акцента на многосторонние глобальные и региональные платформы и переносу центра тяжести на ситуативные соглашения с чётко выраженными национальными целями и приоритетами.
Возможная смена политического руководства в обеих странах не изменит направленности этих процессов, которые отражают как характерные черты мировосприятия национальных элит, так и объективные интересы влиятельных бизнес-групп. Одновременно при определении внешнеэкономической политики растет роль внеэкономических соображений, прежде всего соображений «национальной безопасности». Это усиливает значимость дипломатического маневрирования и иных рычагов и форм влияния для согласования норм регулирования торговых и инвестиционных потоков, условий работы национальных и транснациональных компаний.
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы в американо-канадских отношениях, связанные с заключением нового торгового договора, заменяющего НАФТА в период президентства Дональда Трампа. Цель исследования - выявить новые политические и экономические особенности в отношениях США и Канады посредством хронологического анализа процесса ратификации соглашения ЮСМКА в американском Конгрессе. Особое внимание уделяется анализу новой модели взаимоотношений между ближайшими североамериканскими партнёрами в условиях новой парадигмы «Америка прежде всего».
В результате комплексного анализа автор приходит к ряду выводов. Во-первых, эволюционное развитие фритредерского соглашения НАФТА, отказ от него и принятие преференциального соглашения ЮСМКА являются постепенным и целенаправленным процессом ограждения североамериканских стран от давлений мирового рынка, инициированным в период президентства Дж. Буша-мл и продолженным последующими американскими президентами. В период президентства Д. Трампа эта политика актуализировалась ещё и в связи с торговой войной между США и Китаем. Во-вторых, за время подготовки соглашения и его ратификации американо-канадские отношения существенно ухудшились, хотя лидеры государств в публичном пространстве этого не признают. В-третьих, подписанное 30 ноября 2018 г. лидерами США, Мексики и Канады соглашение ЮСМКА не стало окончательным вариантом и подлежало ратификации. Причём финальный текст соглашения ЮСМКА в большей степени отвечает интересам США, чем Мексики или Канады. В-четвёртых, оказанное на Канаду американское давление является беспрецедентным в истории их торговых соглашений, особенно в наиболее важных отраслях канадского производства.
В результате, следует ожидать нарастания политических и торговых противоречий между США и Канадой, пересмотра и включения новых дополнительных соглашений в соглашение ЮСМКА.
После реформы мировой валютной системы и отказа в 1971 г. от золотого стандарта монетарные и фискальные власти накопили огромный опыт регулирования экономики и усиления страновых конкурентных преимуществ за счёт сложных механизмов денежной эмиссии, манипулирования валютными курсами, наращивания долгов и пр. Преодоление последствий финансовых кризисов XXI в. заставляет монетарных регуляторов прибегать к всё более радикальным мерам спасения экономики посредством вливания колоссальных объёмов ликвидности в рынок для выкупа «плохих» долгов системообразующих корпораций и облигаций правительства. Как монетарная политика влияет на уровень экономического неравенства? Кто выступает её бенефициаром? Эти вопросы становятся всё актуальнее.
Цель настоящей работы состоит в анализе влияния монетарной политики на уровень экономического неравенства в США. Учитывая цикличность экономического неравенства, основным методом исследования мы выбрали графический анализ, позволяющий эффективно выявлять тренды и держать в фокусе более чем 100-летний период. Для целостности исследования уровень экономического неравенства сопоставлен не только с ключевыми индикаторами монетарной политики, но и с предельными налоговыми ставками.
В результате исследования нами установлено, что от параметров фискальной системы и от величины предельных налоговых ставок экономическое неравенство зависит сильнее, чем от монетарной политики. Недостаточно высокие предельные налоговые ставки на доходы и наследство увеличивают экономическое неравенство. Влияние настроек монетарной системы на уровень экономического неравенства, и прежде всего на уровень богатства наиболее состоятельных людей, сказывается через стоимостную оценку финансовых активов. Важный вывод проведённого анализа заключается в том, что для сдерживания роста неравенства монетарная политика может быть приемлемой при предельных ставках налогов на доходы и наследство около 60% и при эффективном макропруденциальном регулировании экономики.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Ближний Восток в истории и современной мировой политике 
В статье дана характеристика социокультурной организации России и особенностей её геополитического положения в системе международных отношений раннего Нового времени. Поставлены вопросы о причинах быстрого территориального расширения Русского государства второй половины XV-XVII вв., а также высокой его конкурентоспособности во внешней политике как в отношениях с западными соседями, так и на восточном направлении. Для государств Западной Европы с началом их модернизации наступило Новое время, однако «Московия» в XV-XVII вв. оставалась страной средневековой. При этом она не только не разделила участь многих восточных держав с традиционным укладом, превратившихся в XVII-XIX вв. в колонии и полуколонии, а, напротив, сама вела успешную колониальную экспансию и внешне демонстрировала почти синхронное прохождение тех трендов в государственном строительстве, которые были присуще западным европейским странам.
Автор полагает, что вотчинный уклад социокультурной системы Русского государства в XV-XVII вв. способствовал мобилизации внутренних материальных и людских ресурсов и вкупе с ранней поверхностной «европеизацией» (регулярным заимствованием военного, технического, культурного опыта модернизирующейся Западной Европы) обеспечил конкурентоспособность России на мировой арене. С момента возникновения единого Московского государства Россия развивалась как сухопутная империи.
Однако стратегическая национальная задача России состояла не в сохранении средневекового вотчинного уклада, а в создании предпосылок для модернизации. На фоне заторможенности социально-экономического развития, свойственной всем странам с вотчинным укладом, старт ей мог дать лишь перенос центра русского экстенсивного земледелия на южные плодородные земли. Это позволило бы высвободить часть населения нечернозёмного центра для занятий торговлей и промышленной деятельностью. Но перенос аграрного центра на юг сдерживался постоянной военной опасностью со стороны Дикого Поля, входившего в границы Орды, а потом Крымского ханства, за спиной которого до конца XVIII в.
стояла Османская империя, воспринимавшая Чёрное море своим «внутренним озером». В итоге борьба за вхождение Причерноморских степей и Крыма в состав России, как и свёртывание вотчинного уклада, становиться вопросом цивилизационного успеха или неуспеха России в контексте мировой истории.
В статье дан очерк русско-крымских отношений в XV-XVII вв.
В статье проанализирован ряд важнейших тенденций, пропорций и факторов экономического и социального развития арабских стран за последние четыре десятилетия, ассоциируемых с современным этапом глобализации, на фоне других стран и более глубокой ретроспективы. Выявлены масштабы конвергенции, а также дивергенции арабских стран по уровням технологического, экономического и социального развития от ведущих регионов и стран развивающегося мира и экономически продвинутых государств. Установлено, что, при всей немалой дифференциации, существующей внутри арабского мира, для него в целом в 1980-2010-е гг., в отличие от ряда других стран и регионов Востока и Юга, характерно существенное замедление динамики подушевого ВВП, совокупной факторной производительности, индекса человеческого развития и расширенного индекса развития.
Эти тенденции определяются не только и не столько высокими темпами роста численности населения, сколько ограниченным характером экономических и институциональных реформ, влияющих на степень диверсификации структур производства и экспорта, долю инвестиций в физический и человеческий капитал в ВВП, качество рабочей силы. При этом, как свидетельствуют новые данные, уровень неравенства по распределению доходов и ряду других измерений в арабском мире - один из наиболее высоких в мире. Эти и ряд других, в т.ч. геополитических, факторов, увеличение в регионе высокой доли т.н. «недееспособных государств» обусловили в нём рост социально-политической напряжённости, сопоставимый, а возможно, и превышающий уровень десятилетней давности, когда возник феномен «арабской весны».
В условиях пандемии и глобального кризиса экономическая и социальная ситуация в ряде арабских стран, как показано в статье, явно осложняется. Чтобы ослабить напряжённость в регионе и – в средне-долгосрочной перспективе – перейти к более динамичному и устойчивому развитию, полезно, как это и практикуется в ряде экономически продвинутых и развивающихся стран, осуществить ряд реформ, в т.ч. по смягчению неравенства, что одновременно будет способствовать повышению покупательной способности населения и расширению внутренних рынков. Кроме того, весьма актуально обеспечить предпринимателям, диверсифицирующим производство, наращивающим экспорт готовых изделий и создающим критически важные для общества рабочие места, намного более благоприятный инвестиционный климат.
В статье анализируется причины, побудившие арабские государства консолидировать усилия и создать Лигу арабских государств. Внимание акцентируется на глубинных различиях, существовавших между государствами, выступившими с идеей укрепления арабского единства, и определивших характер этой региональной организации и особенности ее устава, обеспечивавшего ее членам возможность сохранить свою политическую систему, суверенитет и специфику внешнеполитической деятельности.
Гетерогенный состав ЛАГ оказал влияние на цели и задачи, достижению которых она должна была способствовать. Особое внимание организация должна была уделять защите общеарабских интересов и поддержке всех арабских государств в достижении ими политической независимости.
Обострение ситуации в Палестине после Второй мировой войны стало центральным пунктом в повестке дня всех заседаний ЛАГ, четко обозначившей свою позицию по палестинскому вопросу еще в период подготовительного процесса к ее официальному провозглашению. В статье рассматривается деятельность ЛАГ, нацеленная на реализацию полного бойкота Израиля, к которому, по мере расширения состава ЛАГ, подключались и другие арабские государства. Арабо-израильский конфликт, центральной проблемой которого остается палестинский вопрос, благодаря целенаправленным усилиям ЛАГ, консолидировал арабское геополитическое сообщество и способствовал формированию единой арабской идентичности. ЛАГ выстраивала общий арабский нарратив, в котором арабский народ Палестины выступал в качестве жертвы политики западных держав и сионистов, а после войны 1967 г., в результате которой были оккупированы значительные территории арабских государств, и наступательной политики Израиля. Этот вопрос стал центральным элементом, который должен был определять единую позицию арабских стран и их действия, направленные на противодействие политике Израиля.
В статье прослеживается связь между деятельностью ЛАГ и трансформациями, происходившими в международной, в частности региональной, обстановке. Постепенный переход ЛАГ к поискам политического урегулирования арабо-израильского конфликта протекал под влиянием нового баланса сил в регионе Ближнего Востока, а также постепенного формирования новой системы международных отношений.
Дальнейшее размежевание арабских стран, произошедшее после массовых протестов в 2011 г., повлияло на деятельность ЛАГ, которая по-прежнему пыталась сохранить арабское единство, прибегая к использованию ставшего традиционным инструмента - нерешенности арабо-израильского конфликта. Арабские государства-члены ЛАГ должны были придерживаться общеарабской позиции по вопросу урегулирования арабо-израильского конфликта для того, чтобы сохранить национальную идентичность. Отказ всех членов ЛАГ признать американский план урегулирования, обнародованный администрацией Трампа в начале 2020 г., явился подтверждением того, что данная региональная организация сохраняет свои позиции в качестве защитницы арабского единства и общеарабских интересов.
Статья посвящена политике США в ближневосточном регионе. Авторами анализируются и сравниваются ключевые векторы американской политики на Ближнем Востоке в период президентства Б. Обамы и Д. Трампа. Отмечается, что первые три года нахождения у власти Дональда Трампа прошли под эгидой ближневосточной политики, которую политологи определили как «стратегию достаточного присутствия». Согласно точке зрения авторов «стратегия достаточного присутствия» позволяет США сохранять своё существующее политическое влияние, но при этом снижать союзнические обязательства для реализации своих национальных интересов. Кроме того, в работе рассмотрены основные риски и угрозы для интересов США в регионе. Авторы дают свой прогноз относительно возможной ближневосточной политики США после президентских выборов в 2020 г., выделяя три приоритетных направления американской политики на Ближнем Востоке в краткосрочной и среднесрочной перспективе - контроль над рынком углеводородов, борьба с терроризмом, политика в отношении Ирана и противодействие распространению оружия массового уничтожения. В заключении авторами делается вывод о том, что после пандемии, экономического кризиса и массовых беспорядков в Соединенных Штатах Америки внутренняя политика станет для страны более приоритетным направлением.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи внутренних и внешних аспектовборьбы Ирана с международным терроризмом. Работа состоит из трёх частей. Первый раздел касается осмысления внутренних террористических угроз безопасности Ирана и стратегии борьбы с ними. Выбор иранским религиозно-политическим руководством контртеррористической стратегии обусловлен необходимостью противодействия распространению антишиитской идеологии ИГИЛ1. Автор подчёркивает, что особенностью борьбы Тегерана с терроризмом является её неотделимость от суннитско-шиитских противоречий и взаимосвязи внутренних и внешних террористических угроз. Во второй части работы рассматривается использование Тегераном шиитской общины Ирака в контртеррористических целях и в интересах укрепления там своего политического влияния. Опираясь на прочные религиозно-культурные связи, иранские власти плотно взаимодействуют с шиитскими военизированными подразделениями. В статье анализируется противоречивое отношение части иракской шиитской общины к Ирану. В третьем разделе показано, что союз с Сирией даёт Ирану опору в противостоянии с возглавляемым Саудовской Аравией блоком. Кроме того, обосновывается, каким образом Иран использует шиитские «добровольческие» отряды для борьбы с террористическими группировками в Сирии. Автор отмечает важную роль ливанской «Хезболлы» в Сирии в качестве действенного элемента противостояния ИГИЛ. Делается вывод о том, что военное поражение в Ираке и Сирийской Арабской Республике не будет означать конец деятельности ИГИЛ как террористической организации, поскольку создана сеть из иностранных боевиков-террористов. Тегеран не ограничивается использованием силового компонента в процессе противостояния террористическим угрозам, а также прибегает к использованию публичной дипломатии, признавая важную значимость роли ООН в борьбе с терроризмом.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности мусульманских банков в странах Евразии в первой половине XX в. Данные кредитные учреждения были созданы по инициативе предпринимателей-мусульман, стремившихся иметь доступный источник финансирования своей деятельности. Мусульманские банки были важным элементом финансовой системы ряда государств в эпоху колониализма. В условиях конкурентной борьбы на рынке капиталов между западными банками и кредитными организациями, принадлежавшими различным религиозным и этническим группам, а также конкуренции последних друг с другом, мусульманские банки выступали в качестве инструмента обеспечения экономической независимости мусульманских сообществ в целом ряде стран и регионов в рассматриваемый период. После достижения странами Азии независимости мусульманские банки трансформировались в обычные общенациональные банки.
Деятельность мусульманских банков рассматривается в статье на фоне дискуссий о допустимости банковских операций с использованием ссудного процента в свете запрета ростовщичества (риба) в мусульманском праве. В статье подчёркивается, что мусульманские банки в своей деятельности опирались на богословско-правовые заключения (фетвы) мусульманских учёных, считавших такую деятельность легитимной и не подпадающей под кораническое понятие ростовщичества.
Автор придерживается точки зрения, что создание независимого государства или национально-территориальной / национально-культурной автономии мусульман явилось закономерным результатом борьбы мусульманской буржуазии с конкурентами за рынки сбыта своих товаров и услуг в целом ряде стран и регионов. И мусульманские, и исламские банки рассматриваются лишь как определённый этап в развитии банковского дела в ряде стран Азии, Африки и Европы. В статье оспаривается тезис о том, что исламские банки и исламская экономическая модель в целом являются монолитной конструкцией, не подлежащей модификации. По мнению автора, само создание исламских банков, а также их конвергенция с традиционными (неисламскими) кредитными учреждениями, которую мы наблю даем в наши дни, является закономерным результатом изменения экономических интересов правящего класса как в странах распространения ислама, так и в Западном мире.
В статье рассматривается история создания мусульманских банков в Боснии и Герцеговине и в Британской Индии. Эти регионы сближает то, что проживавшие здесь мусульмане вынуждены были вступать в конкуренцию с представителями других этноконфессиональных групп и сообществ, проживавших на этой же территории. Особое внимание в статье уделено богословско-правовым дискуссиям о создании мусульманского банка в России.
Контейнерные железнодорожные перевозки «China Railway Express», связывающие Европу и Китай, являются флагманским проектом в рамках китайской инициативы Пояса и пути. Тем не менее, технически проект остается слабо проработанным. Из-за низкого качества управления и проблем прозрачности логистики, даже фактический объём перевезённых контейнеров и товаров является неизвестным. В связи с этим, подвергая эффективность межконтинентальной железнодорожной системы критической оценке, авторы статьи анализируют реальную и возможную пропускную транспортную способность данной системы. Авторы сопоставляют заявления в китайских государственных средствах массовой информации со статистикой Европейского Союза и обнаруживают расхождения между количеством поездов, предположительно отправляющихся из Китая, и количеством поездов, прибывающих в Европейский Союз. Соответственно, в настоящей статье, с опорой на различные источники и данные по грузовым железнодорожным перевозкам между Китаем и Европой, выявляется фактическое количество перевезенного груза, которое оказалось меньше ожидаемого и декларируемого. Также, исследуется политическое содержание проекта железнодорожных грузовых перевозок «CR Express» в контексте превращения Китая в «транспортную державу». Данное исследование может быть интересным для исследователей и практиков Европейского Союза, России и Центральной Азии, поскольку предлагает материал для оценки реальной необходимости участия в продолжающемся развертывании системы межконтинентальных железнодорожных грузовых перевозок «CR Express». При этом авторы предостерегают, что, несмотря на потенциальные экономические выгоды, прежде всего для центральноазиатских государств, инициатива усиливает экономическую и логистическую, инфраструктурную зависимость от Китая. Для Китайской Народной Республики, «CR Express» является геополитическим и геоэкономическим инструментом и способствует консолидации её внешнеполитического влияния.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Политическая экспертиза и теория 
В статье рассматривается система внешнеполитической экспертизы как самостоятельный предмет исследования. Представлен критический анализ современного состояния системы информационно-аналитической поддержки подготовки и принятия внешнеполитических решений и её соответствия приоритетам развития государства. Анализируется отечественная система внешнеполитической экспертизы, её этапы становления и развития. Показана роль экспертно-аналитического обеспечения органов государственной власти на примере международных центров кризисного реагирования. Дан обзор существующих методологий исследования, конкурентной экспертизы и методов экспертной и информационноаналитической оценки. Авторы отмечают положительные стороны конкурентного анализа внешней среды, позволяющего нивелировать асимметрию политических и хозяйственных культур внутри страны, равно как сгладить фактор личной заинтересованности. Благодаря этому обеспечивается вариативность подходов в принятии внешнеполитических решений что, в конечном счёте, содействует продвижению сбалансированных национальных интересов. Подчёркивается, что североамериканский подход отличается по целому ряду параметров от европейского анализа внешней политики, включая цели, теоретические предпочтения, методологические тенденции, формы теоретического этноцентризма и различные формы общественного строительства. Отмечается, что европейские учёные и эксперты в области внешнеполитического анализа гораздо активнее используют теорию международных отношений в более широком смысле, чем их североамериканские коллеги.
На основе проведённого анализа авторы предлагают, опираясь на российский опыт и научные традиции Дипломатической академии МИД России, использовать современный комплексный интегрированный метод с применением междисциплинарного подхода, основанного на элементах политической психологии, социологии управлении, международном праве, структурно-функциональном и институциональном подходах и др. Также предлагается использовать виртуальные когнитивные центры и методологии, которые не только содержат конкретную последовательность этапов прогнозирования развития международной обстановки, но и дают возможность выбирать методы проведения Форсайта, учитывая имеющиеся временные, кадровые и финансовые ограничения, и возможность их адаптации к прикладным задачам аналитико-прогностической деятельности федеральных органов власти в области внешней политики.
Появившись в 60-х гг. прошлого столетия, публичная дипломатия была определена очень широко, а именно, как воздействие государства на зарубежную аудиторию. В статье показывается, что в XXI в. кардинальные изменения в политической организации мира привели к усилению социального и гуманитарного ресурса государства, а также к расширению средств и методов его воздействия на аудитории зарубежных стран. В результате сформировалась большая сфера, которая представляет собой государственную политику в области международной коммуникации. Публичная дипломатия составляет лишь одно из направлений данной политики. Однако в результате изначально очень широкого определения публичной дипломатии она в научной литературе стала отождествляться с пропагандой, стратегической коммуникацией, национальным брендингом. Средства, разработанные в смежных областях – военной, коммерческой – имеют свою специфику. В статье приводятся аргументы, показывающие, что подобное отождествление разных направлений государственной политики в области международной коммуникации неправомерно и в теоретическом, и в практическом планах, поскольку не позволяет выбрать адекватные конкретной ситуации инструменты влияния. Утверждается, под публичной дипломатией всё же целесообразно понимать такую государственную коммуникацию с зарубежной аудиторией, которая, во-первых, основывается на создании привлекательности, во-вторых, которая ориентирована именно на политическую сферу, в-третьих, предполагает диалог. Соответственно, развивать публичную дипломатию необходимо, исходя из международно-политических реалий.
Отмечается, что внутри самой публичной дипломатии за почти 60-летний период её развития произошли важные изменения. С самого начала публичная дипломатия реализовывалась по официальным и неофициальным каналам. Однако в середине ХХ в. в неофициальные каналы включались структуры, которые были проводниками политики государства. В современных условиях наряду с проводниками действуют акторы мировой политики, которые часто проводят политику государства по своему усмотрению. В результате нередко происходит дублирование тех или иных моментов, что может восприниматься внешней аудиторией как назойливость, или могут возникать противоречия в действиях различных субъектов. Для минимизации негативных эффектов представляется важным, прежде всего, проведение исследований негосударственных акторов, действующим в публичной дипломатии. Специалистами в области международных отношений также мало изучены особенности официальных каналов публичной дипломатии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Технологии и финансы в современных производстве, образовании и медицине 
Облик мировой авиационной отрасли в настоящее время сильно меняется под влиянием высокой динамики рынков военных и гражданских самолётов, космической техники, беспилотной техники и авиадвигателей. Неуклонно повышаются доходы авиастроительных компаний в сегменте рынка, связанного с ремонтом, послепродажным обслуживанием и другими сервисными услугами. Большой спрос и масштабные инвестиции обеспечивают благоприятные условия для развития новых производственных технологий, таких как аддитивное производство (АП) и дополненная реальность (ДР). Первые исследования и разработки этих технологий начались ещё в 1980-е гг., но широко применять в производстве авиатехники их начали лишь в последнее время. Хорошие перспективы использования технологий АП и ДР открываются в сферах ремонта и технического обслуживания авиалайнеров, а также обучения персонала.
В данной работе на примере крупнейших корпораций авиационной отрасли рассмотрена современная практика применения технологий аддитивного производства и дополненной реальности, определены их формы и степень развития. Сделаны выводы о том, что эти технологии используются практически на всех стадиях производственного и рыночного процессов, и что имеются хорошие перспективы для дальнейшего роста сегментов рынков продукции АП и ДР в авиационном секторе. С точки зрения динамики технологического развития в отрасли завершился этап становления технологий АП и ДР и начался период их активного роста.
О таком состоявшемся переходе свидетельствуют сразу несколько факторов. Прежде всего, создание доминирующих технологических конструкций на основе АП и ДР, многие из которых уже сертифицированы, и начало серийного производства многих компонентов и платформ с использованием этих технологий. Переформатирование цепочек добавленной стоимости крупнейших авиапроизводителей, развитие государственно-частных партнёрств, формирование альянсов компаний, разрабатывающих и производящих системы и детали для самолётов на основе АП и ДР, также указывают на то, что начался новый этап развития этих технологий и рынков.
Обеспечение доступности образования на основе развития онлайн-обучения как одна из задач глобальной образовательной политики приобретает сегодня ключевое значение. Эта задача осложняется разным уровнем экономического развития стран и цифровыми разрывами, проблемами модернизации национальных систем образования в условиях распространения инфокоммуникационных технологий. Развитие образования тесно связано с технологическими достижениями (искусственным интеллектом, дополненной и виртуальной реальностью, робототехникой), однако такие изменения недостаточно активно проявляются в образовании в силу его консервативности, а также связаны с уровнем развития стран и доступом к новым технологиям для граждан. Анализ инвестиционной активности в образовательной сфере показывает, что инвесторы с осторожностью подходят к финансированию развития образования и, в частности, онлайн-образования, однако тенденции последних пяти лет показывают увеличение общего объёма инвестиций в четыре раза. Сделаны выводы, что: 1) несмотря на появление как универсальных, так и специализированных образовательных онлайн-платформ, они не могут создать индивидуальную траекторию получения знаний и освоения компетенций, как это можно всё ещё осуществить на базе классического университетского образования; 2) онлайн-платформы позволяют сделать выбор среди множества предлагаемых образовательных программ и курсов, однако этот выбор не всегда объективен, он может состояться под давлением работодателей или родственников, авторитетного мнения для будущего обучающегося, завышенными или наоборот заниженными ожиданиями результатов обучения, что создаёт необходимость разработки системы принятия решений задач обновления как электронного обучения, так и всей образовательной системы.
Коронавирусная инфекция COVID-19 внесла значительные коррективны в управление системой здравоохранения, как в России, так и в зарубежных странах. Разные модели финансирования систем здравоохранения по-разному среагировали на управление в экстренных ситуациях. По мнению специалистов, более эффективными оказались системы с государственной социально ориентированной моделью здравоохранения. При этом разделились мнения по вопросу результативности страховой модели финансирования медицинских организаций, оказывающих населению разные виды медицинской помощи. В статье проводится анализ мер по обеспечению медицинских организаций финансовыми и материально-техническими ресурсами в странах с разными экономическими моделями системы здравоохранения, а на примере амбулаторно-поликлинических учреждений города Москвы проводятся сравнение изменений основных финансовых показателей в первом полугодии 2020 г. и оценка финансовой устойчивости медицинских организаций в период действия ограничений по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Выдвигается гипотеза об улучшении финансового состояния поликлиник в период действия ограничений. Гипотеза основывается на предпосылках о снижении уровня расходов учреждений за счёт сокращения количества посещений населением медицинских организаций при сохранении объёма их доходов практически на неизменном уровне за счёт применения принципа подушевого финансирования медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь амбулаторно. По результатам анализа сделан вывод о сохранении устойчивости финансового состояния взрослых поликлиник и повышении финансовой устойчивости детских поликлиник.
КНИЖНЫЕ РЕЦЕНЗИИ 
Рецензия на научное исследование ОЭСР Экономика благосостояния: создавая возможности для повышения благосостояния населения и экономического роста. ОЭСР. Париж. 2019.-55р. («The economy of well-being: creating opportunities for people’s well-being and economic growth». OECD. Paris. 2019.)
Данная статья является рецензией на доклад: Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of the Palestinian and Israeli People. Washington: The White House, January 29, 2020. 181 p.
ISSN 2541-9099 (Online)