Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Репрезентация скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-332-339

Аннотация

В статье анализируется механизм репрезентации скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку, представляющий собой трансляцию социокультурных норм и ценностей носителей языка обучающимся иностранцам. Для этого производится краткий теоретический обзор данной проблемы и приводятся результаты сравнительного дискурсивного анализа двух популярных пособий доглаболизационного и современного периодов. Подтверждается тезис о современном дуализме английского языка как национального и лингва франка. Основу проведенного дискурсивного анализа составляет анализ семиотических средств, используемых для номинации концептов, базовых для любой социокультурной общности. В статье демонстрируется авторская схема анализа на примере концепта «гендер». Гендерный концепт демонстрирует социальную и культурную обусловленность различий в поведении и личности мужчин и женщин. Сравнительный анализ гендерных маркеров в дискурсе учебных пособий выявляет глобальный вектор трансформации и распространения социкультурных ценностей. Распространение культуры через преподавание иностранного языка может служить средством в арсенале политики «мягкой силы». Предлагается использовать выявленный в результате исследования механизм трансляции социокультурных норм и ценностей при разработке учебников по русскому языку для иностранцев.

Об авторах

Е. Э. Шишлова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


И. А. Курицын
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Биография Карла Эварта Эккерсли на сайте университета Уорвика - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/al/research/collect/elt_archive/halloffame/eckersley/life/ (дата обращения: 17.05.2014).

2. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника / Е.В. Воевода. - М.: МГОУ, 2009. - С. 94-96.

3. Годовой отчет Британского совета за 2012-13 гг- [Электронный ресурс]/The British Council. - 2013,- Режим доступа - http://www.britishcouncil.org/sites/default/files/documents/annual-report-2012-13.pdf (дата обращения: 17.05.2014).

4. Интервью с Л. и Дж. Соарс- [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ihjournal.com/an-interview- with-liz-and-john-soars-2/ (дата обращения: 17.05.2014).

5. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - №4. - С. 85-93.

6. Тубельский А.Н. Уклад школьной жизни - скрытое содержание образования / А.Н. Тубельский // Вопросы образования. - 2007.- №4. - С. 177-180.

7. Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах / И.Д. Фрумин. - Красноярск: КГУ, 1999. - С. 15.

8. Чес Н.А. Функционирование метафорических концептов в политическомдискурсе/Н.А. Чес//Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 555. - С. 183-188.

9. Шишлова Е.Э. Гендер как инновационный научный и философский дискурс/Е.Э. Шишлова//Вестник МГИМО-Университета. - 2013 - №1. - С. 148-152.

10. Шишлова Е.Э. Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект / Е.Э. Шишлова // Вестник МГИМО-Университета. - 2012- №1.- С. 204-210.

11. EckersleyC.E. English for Foreign Students /С.Е. Eckerskey.- Sofia: Foreign Languages Press, 1965.- 1117 P.

12. Jackson Phillip. Life in Classrooms / Phillip Jackson. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968.- P. 10-33.

13. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / J. Nye. - New York: Basic Books, 1990. - Pp. 23-49.

14. Soars Liz. Soars John. New Headway / Liz Soars, John Soars. - Oxford: OUP, 2011.- 159 p.


Рецензия

Для цитирования:


Шишлова Е.Э., Курицын И.А. Репрезентация скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(4(37)):332-339. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-332-339

For citation:


Shishlova E.E., Kuritsyn I. Representation of Hidden Curriculum in EFL Textbook (Gender Markers). MGIMO Review of International Relations. 2014;(4(37)):332-339. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-332-339

Просмотров: 904


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)