Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Жизнь после кризиса: направления трансформации экономической модели Японии

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-4-13-183-190

Полный текст:

Аннотация

Мировой финансово-экономический кризис, негативное воздействие которого стало проявляться в Японии, начиная с четвертого квартала 2008 г., стал не только очередным с конца 1980-х годов стрессом для японской экономики, но и поводом для очередной структурной трансформации японской экономической системы. Кризис еще раз продемонстрировал, что внешний рынок является для японской экономики не только фактором восстановления и роста (как это было в начале 2000-х годов), но и источником серьезных потрясений. Поэтому вопрос о том, как японская экономика будет существовать в мировом экономическом пространстве и как обратить внешние неблагоприятные обстоятельства в возможности для будущего роста, сейчас стал, как никогда, актуальным. В чрезвычайной кризисной ситуации подход японских политиков к преодолению возникших трудностей остался традиционным: они стремятся превратить проблемы в преимущества, извлечь из неблагоприятной ситуации выгоды («change a pinch into a chance»). В ежегодной Белой книге по международной экономике и торговле за 2009г.1 приводится высказывание тогдашнего премьер-министра Т. Асо2, который напомнил, что Япония пережила две серьезные трансформации (после Реставрации Мэйдзи3 и после второй мировой войны) и сумела занять достойное место в мире. Сейчас, по его мнению, страна находится на этапе третьей трансформации. При этом внешняя среда функционирования японской экономики, ? отмечают авторы Белой книги, ? становится все более сложной, и поэтому необходим переход от количественного расширения к качественному улучшению экономического потенциала. И кризис дает хороший шанс осуществить реформирование производственной и социальной структуры и запустить долгосрочную стратегическую программу, нацеленную на длительную перспективу, а не только на задачи восстановления конъюнктуры после кризиса4. Таким образом, реформирование экономической структуры детерминируется в том числе и меняющейся внешней средой. Вместе с тем нынешняя трансформация экономической модели, как и структурная перестройка 1970-х годов, последовавшая за нефтяными шоками, объективно обусловлена всем ходом развития японской экономики, имеет внутренние причины и в этом смысле закономерна. Основные перспективные направления этой трансформации были сформулированы еще до кризиса. В 2005-06 гг. японским правительством и предпринимательскими организациями был разработан ряд программных документов, в которых определялись основные черты будущей экономической модели, в рамках которой Япония могла бы успешно существовать в глобальном экономическом пространстве. Так, в 2006 г. в Японии была обнародована Новая стратегия экономического роста (New Economic Growth Strategy) 5, нацеленная на достижение устойчивого экономического развития в условиях долгосрочной тенденции сокращения населения6. Вместе с системными реформами эта Стратегия может рассматриваться как программа перестройки всей экономической модели Японии, кризис которой отчетливо проявился в 90-е годы после краха экономики «мыльного пузыря». Конечно, мировой финансово-экономический кризис и приход к власти в Японии коалиционного правительства в середине 2009 г. внесли свои коррективы в долгосрочную стратегию развития. Как и в 70-е, и в 90-е годы, нынешний кризис обнажил структурные слабости, уязвимые точки японской экономической модели, и потенциальные риски стали суровой реальностью. Каковы же контуры будущей экономической модели Японии, как они представляются нынешней политической элите страны7? Внутренние и внешние факторы роста.

Об авторе

И. Л. Тимонина
Институт стран Азии и Африки МГУ
Россия


Список литературы

1. Издается влиятельным экономическим министерством Японии - Министерством экономики, торговли и промышленности

2. Последний премьер-министр при правительстве либерал-демократов, которые были у власти с 1955 г. (с небольшим перерывом), летом 2009 г. власть перешла к коалиции партий.

3. Политические и социально-экономические преобразования в Японии, начавшиеся в 1867-68 гг., в результате которых образовалось централизованное государство, и страна стала на путь развития рыночно-капиталистического хозяйства, а также начала взаимодействовать с внешним миром («открылась» миру после периода длительной изоляции).

4. White Paper on International Economy and Trade 2009, pp.484-486

5. Разработка новой модели и стратегии долгосрочного роста активно велись при правительстве Дз. Коидзуми, занимавшего пост премьер-министра в 2001-2006 гг. При премьер-министре Дз. Коидзуми был создан Совет по комплексной финансовой и экономической реформе, который совместно с существовавшим ранее Советом по экономической и финансовой политике и при активном участии различных министерств и ведомств, прежде всего, Министерства экономики, торговли и промышленности Японии Нлвая стратегия экономического роста.. Эта работа была продолжена кабинетами С. Абэ и Я. Фукуда. В 2005 г. Советом по экономической и финансовой политике Японии был обнародован документ под названием «Japan's 21st Century Vision», в котором определялись основные факторы и направления развития Японии на ближайшую четверть века, а также намечался курс дальнейшего реформирования экономики и социальной сферы Японии - Japan's 21st Century Vision (http://www.keizai-shimon.go.jp/english/publication/pdf/050419visionsummary_fulltext.pdf); FY 2007 Economic and Industrial Policy: Key Points. Aug. 2006. Ministry of Economy, Trade and Industry, p.1. Подробнее о разработке Стратегии и ее содержании см. Тимонина И.Л. Япония в глобальной экономике: настоящее и будущее. - Глобальные вызовы - японский ответ, М., АИРО-XXI, 2008, с.151 - 175.

6. Эта Стратегия стала частью Фундаментальных принципов стратегии экономического роста страны и вместе с Новой национальной энергетической стратегией (New National Energy Strategy) и Глобальной экономической стратегией (Global Economic Strategy) - была положена в основу текущей экономической и промышленной политики правительства.

7. В наиболее полном виде обновленная стратегия экономического роста Япония представлена в следующих документах: The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009 - (kantei.go.jp/foreign/.../2009/1230sinseichousenryaku_e.pdf); Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010. Ministry of Economy, Trade and Industry (meti.go.jp/english/policy/economy/pdf/2010jindustries.pdf); The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial.html); Summary of the White Paper on Manufacturing Industries (Monodzukuri) 2010. June 2010. Ministry of Economy, Trade and Industry, Ministry of Health, Labour and Welfare, Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (http://www.meti.go.jp/english).

8. The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial.html) 9 The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009

9. Попытка частичной переориентации экономики с внешнего на внутренний спрос, предпринятая в Японии в середине 80-х годов, была обоснована в так называемом «докладе комиссии Х. Маэкава» 1986 г. и была ответом на рост курса иены в середине 80-х годов и реакцией на недовольство торговых партнеров, прежде всего США, на достигший колоссальных размеров дефицит в торговле с Японией. См., например, Haraoka N. Basic Strategy for Post-Crisis Growth. More Stress on Domestic Demand Needed - Japan Spotlight, May / June 2009, p. 52 -53.

10. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 5

11. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 6 - 7.

12. В частности, предполагается к 2020 г. увеличить рынок экологических товаров и услуг до 50 трлн. иен и создать в этой сфере 1, 4 млн. рабочих мест и продвигать модель «экожилья». Рынок услуг здравоохранения предполагается увеличить до 45 трлн. иен, а число рабочих мест - до 2, 8 млн. чел.

13. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 10, 15.

14. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 22 - 24.

15. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 39, 42 - 44.

16. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry; The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial.html);

17. Так, доля Японии в мировом ВВП снизилась в 1990 - 2008 гг. с 14,3 до 8,9 %, по показателю ВВП на душу населения страна опустилась в 2000-2008 гг. с 3 на 23 место, по показателю конкурентоспособности IMD - с первого на 22 место в 1990 - 2008 гг. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry/ p. 5

18. Добавленная стоимость в расчете на одного занятого в глобальных корпорациях значительно выше, чем в малых и средних компаниях, работающих на внутреннем рынке.

19. Так, в соответствии с проведенным авторами исследованием объема внутреннего рынка в расчете на одну компанию в Японии и в Южной Корее, для южнокорейских автомобилестроителей и сталелитейных компаний этот показатель в 1,5 раза превышает аналогичный показатель для японских компании компаний соответствующих отраслей. В производстве мобильных телефонов данное соотношение составляет 2,2, в электроэнергетике - 3,9. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry, p. 21 21 Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry/ p. 27

20. The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial.html);

21. The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010, p. 2. Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial.html);

22. Эксперты МЭТП Японии использовали оценки авторитетной консалтинговой компании Mitsubishi UFJ Research and Consulting Co. Ltd

23. http://www.meti.go.jp/english/press/data/20100608_01.html

24. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry/ p. 40

25. По формулировке кабинета министров. - Emergency Economic Countermeasures for Future Growth and Security <Outline> December 8, 2009, p. 2 (http://www5.cao.go.jp/keizai/index-e.html ) ---------------


Рецензия

Для цитирования:


Тимонина И.Л. Жизнь после кризиса: направления трансформации экономической модели Японии. Вестник МГИМО-Университета. 2010;(4(13)):183-190. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-4-13-183-190

For citation:


Timonina I.L. Life after the crisis: ways of transformation of Japan’s economic model. MGIMO Review of International Relations. 2010;(4(13)):183-190. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-4-13-183-190

Просмотров: 481


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)