Обычная законодательная процедура в ЕС как пример кооперативных практик
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-1-76-126-147
Аннотация
Взаимодействие институтов ЕС выстроено таким образом, чтобы агрегировать широкий спектр интересов и обеспечить максимально широкую (желательно консенсусную) поддержку проводимой политики. В то же время, с точки зрения теории игр, обычная законодательная процедура предполагает конкуренцию двух созаконодателей - Совета ЕС и Европарламента - за то, чтобы отразить в тексте закона свои предпочтения. В настоящем исследовании сделана попытка оценить развитие кооперативных практик в обычной законодательной процедуре (с момента её учреждения под названием «процедура совместного принятия решений») и показать значение этих практик для эффективности законодательного процесса. Развитие кооперативных практик показано на трёх примерах. Во-первых, трансформация правил реализации третьего чтения. Во-вторых, особенности функционирования Согласительного комитета. В-третьих, развитие механизма триалогов и особенности их функционирования.
По результатам исследования сделан вывод, что в рамках обычной законодательной процедуры сформировался набор кооперативных практик взаимодействия Совета ЕС и Европарламента. Процедура выстроена таким образом, что подталкивает созаконодателей к сотрудничеству и интенсивным межинституциональным переговорам, которые дополняют переговоры внутри каждого из институтов. Причина этого в том, что в обычную законодательную процедуру, как и в другие процедуры принятия решений, встроено много сдержек и противовесов. Это позволяет любому из институтов заблокировать или, как минимум, сильно затянуть процесс. Сложные процедуры в буквальном смысле вынуждают институты ЕС конструктивно взаимодействовать друг с другом. Зафиксированные в договорах процедуры дополняются основанными на политических договоренностях кооперативными практиками, позволяющими более эффективно организовать взаимодействие между институтами. Необходимость обеспечить поддержку всех институтов (всех (подавляющего большинства) государств-членов в Совете ЕС и ключевых политических сил в Европарламенте) вынуждает принимать во внимание интересы всех акторов. В итоге обеспечивается высокое качество принимаемых решений и управления.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ю. КавешниковРоссия
Николай Юрьевич Кавешников - кандидат политических наук, заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник ИЕ РАН.
119454, Москва, пр-т Вернадского, 76
Список литературы
1. Кавешников Н.Ю. 2010. Трансформация институциональной структуры Европейского союза. Москва: Навона. 480 с.
2. Кавешников Н. 2015. Методы управления в Европейском союзе. Мировая экономика и международные отношения. №8. С. 49-60.
3. Кавешников Н. 2020a. Влияние трансформации партийно-политического пространства Евросоюза на организацию и функционирование Европарламента. Современная Европа. №2. С. 163-175. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020163175
4. Кавешников Н. 2020b. Эволюция процедур принятия решений в ЕС как параметр глубины интеграции. Современная Европа. №5. С. 77-88. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520207788
5. Камалова Р.У 2016. Оценка распределения влияния между политическими группами в Европейском парламенте в 1979-2014 гг. Полис. №4. С. 147-161
6. Клочкова Ю.А. 2006. Некоторые особенности принятия решений в Совете Европейского союза. Международное публичное и частное право. №3. С. 9-22.
7. Леви Д.А. 2009. Современное лоббирование в Европейском союзе: в поисках общих ценностей и точек соприкосновения. Санкт-Петербург: Сезам Принт. 182 с.
8. Пименова О.И. 2019. Принцип субсидиарности в Европейском союзе: перипетии практического применения. Право. Журнал высшей школы экономики. №4. С. 144-163. DOI: 10.17323/2072-8166.2019.4.144.163
9. Руденкова Д.Э. 2015. Лоббизм в институтах Европейского союза. Международные процессы. 13(1(40)). С. 68-80.
10. Стельникова Н.А. 2017. Процедура принятия делегированных актов в Европейском союзе. Вестник Московского университета. Серия 11: Право, №4. С. 99-110.
11. Стрежнева М.В. 2009. Структурирование политического пространства в Европейском союзе (многоуровневое управление). Мировая экономика и международные отношения. №12. С. 38-49.
12. Стрежнева М.В. 2010. Практика наднациональности в Евросоюзе. Международные процессы. 3(24). С. 57-69
13. Стрежнева М.В. 2015. Роль национальных парламентов в управлении Европейским союзом. Мировая экономика и международные отношения. №1. С. 52-62.
14. Стрежнева М.В. 2016. Наднациональность и принцип субсидиарности в ЕС и за его пределами. Мировая экономика и международные отношения. 60(6). С. 5-14. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-6-5-14
Рецензия
Для цитирования:
Кавешников Н.Ю. Обычная законодательная процедура в ЕС как пример кооперативных практик. Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(1):126-147. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-1-76-126-147
For citation:
Kaveshnikov N.Yu. The Ordinary Legislative Procedure in the EU as an Example of Cooperative Practices. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(1):126-147. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-1-76-126-147