Кризис «социального государства» и массовая миграция как вызовы государству-нации в условиях глобализации (на примере ФРГ)
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-5-8-94-107
Аннотация
В последние десятилетия в Западной Европе наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков, следствием которых является повышение этнокультурной гетерогенности западноевропейских принимающих обществ. Необходимость включения неграждан или иммигрантов в системы социального обеспечения подрывает социальную солидарность, которая является основным условием успешного функционирования государства-нации в условиях глобализации. Данная статья рассматривает проблему снижения эффективности государства через призму наиболее острых вызовов современности: кризис социального государства и проблему регулирования массовой миграции. Они тесно взаимосвязаны между собой. Особое внимание уделяется политической дискуссии о влиянии иммиграции на принимающие общества на примере ФРГ.
Ключевые слова
Список литературы
1. "Good governance" - «качество государственного управления». Всемирный Банк (World Bank) ежегодно составляет рейтинг качества государственного управления на основе данных из 33 разных источников, отражающих мнения тысяч экспертов бизнес-структур, неправительственных и государственных организаций, а также мнения десятков тысяч респондентов в различных странах и регионах мира. http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp
2. Энтин М.Л. Эффективное государство / ДОКУМЕНТЫ - ГРУППА ОТНОШЕНИЙ ЕС И РФ <http://www.recep.ru/ru/group-eurf-docs.php?subaction=showfull&id=1113465600&ucat=19>
3. Цит.: по Е.Гайдар «Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории»
4. Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии // Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005., С, 107, 128
5. Там же. С. 269 - 340
6. Григорьева Н.С. «Активное гражданство»: стратегия и механизм современной европейской социальной политики. <http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document5591.shtml>
7. Han Etzinger, «Open Borders and the Welfare State» in Migration without Borders. Essays On The Free Movement Of People. Edited By Antoine Pécoud And Paul De Guchteneire. UNESCO Publishing, Paris and Berghahn Books, New York, Oxford, 2007, p. 119 - 137
8. Brochmann, G. 1999. The mechanisms of control. G. Brochmann and T. Hammar (eds), Mechanisms of Immigration Control: A Comparative Analysis of European Regulation Policies. Oxford, Berg, pp. 1 - 27; Bommes, M. 1999. Migration und nationaler Wohlfahrtsstaat. Ein differenzierungs-theoretischer Entwurf. Opladen, Germany, Westdeutscher Verlag.
9. В понятие «единая социальная политика» Европейский Союз включает наряду с оказанием поддержки людям, оказавшимся в трудном экономическом положении, также сотрудничество между социальными партнерами, органами власти: различных уровней, коммунитарными институтами, добровольными общественными и международными организациями, отдельными гражданами.
10. R. Dahrendorf. Fragment eines neuen Liberalismus. - Stuttgart, 1987.
11. Орлов Б. С. Социал-демократическая перестройка / Б.С. Орлов // Современная Европа. Журнал общественно-политических исследований - Институт Европы РАН. - № 2 (18) апрель - июнь 2004 г.
12. Наднациональную политику осуществляют головные институты ЕС - Европейский Совет, совет, парламент, Комиссия, суд. На социальном направлении работают соответствующие комитеты: Экономический и социальный, Комитет регионов, а также специализированные организации - Постоянный комитет по занятости, структурные фонды (прежде всего Европейский социальный фонд), Европейская служба занятости, Система взаимной информации по политике занятости и т.д. Мигрантов, живущих за пределами своих стран больше года, в том числе беженцев.
13. См.: International Migration Report. Geneva, 2002 (www.un.org); <http://www.un.org;/> Tendences des Migrations Internationelles. Paris, OECD, 2003 (www.oecd.org).
14. Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах. - ИМЭ и МО №№ 10,11, 2006
15. Carl-Ulrik Schierup, Peo Hanse, Stephen Castles (2006) Migration, Citizenship, and The European Welfare State - Oxford University Press Inc./ New York. - p. 36 - 40.
16. Восемь стран (Чешская республика, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр) вступили в союз 1 мая 2004 года. Еще две страны (Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года) получили членство 1 января 2007 года.
17. The Impact of Immigration on Germany's Society. The German Contribution to the Pilot Research Study "The Impact of Immigration on Europe's Societies" within the framework of the European Migration Network. German National Contact Point. - Federal Office for Migration and Refugees Migration and Integration Research Department, 90343, Nürnberg Germany, October 2005, S. 18 - 45
18. Хауг С. Миграция из стран Центральной и Восточной Европы в Германию / Тенденции международной миграции: Доклады, представленные на секцию 143 XXV Конференции IUSSP - Международного союза научных исследований в области народонаселения, 18-23 июля 2005 года, Тур, Франция / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2006 с. 87-102. Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; вып. 16
19. Freeman, Gary P. 1986 «Migration and the Political Economy of the Welfare State,» Annals of the American Academy of Social and Political Sciences 485 (1) (May): 51-63.
20. Alesina, A. and Glaeser, E.L. (2004) Fighting Poverty in the US and Europe. A world of Difference. Oxford^ Oxford University Press. <http://www.worldbank.org/html/prddr/trans/pdf/russian/April-June_2005.pdf>
21. Birg, H, 2003. Migrationsdiskurse in Deutschland zwischen Politik, Propaganda und Wissenschaft. Eröffnungreferat zur Jahrestagung der Deutschen Gesellschaft für Demographie zum Thema transnationale und interregionale Mugrationsprozesse. Wiebaden, Germany: Bundesinstitut für Bevölkerungsforschung.
22. Sinn, H. W., G. Flaig, M. Werding, S. Munz, und H. Hofmann. 2001. Eu-Erweiterung und Arbeitskräftemigration. Wege zu einer schrittwesen Annäherung der Arbeitsmärkte, ifo Beiträgezur Wirtschaftsforschung. Munich: Institut für Wirtschaftsforschung.
23. Гибкий рынок труда - это складывающаяся современная форма функционирования рынка труда в развитых странах, адекватно реагирующая на изменения в соотношении предложения рабочей силы и спроса на нее, а также на колебание цены труда.
24. Sinn, Hans-Werner and Martin Werding (2001), "Zuwanderung nach der EU-Osterweiterung: Wo liegen die Probleme?", ifo Schnelldienst 54 (08), 18-27 Зинн Х-В. Запрет на льготы, а не на иммиграцию. Copyright: Project Syndicate, September 2002. <http://www.project-syndicate.org/commentary/sinn1/Russian>
25. Menz, Georg. «'Useful' Gastarbeiter, Burdensome Asylum Seekers, and the Second Wave of Welfare Retrenchment: Exploring the Nexus between Migration and the Welfare State» in Craig Parsons and Timothy Smeeding (eds.), Immigration and the Transformation of Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 2006, p. 393-418 1)
26. Lalonde, R./Topel, R. (1997): Economic impact of international migration and the economic performance of migrants. In: Rosenzweig, M. R./Stark, O. (Hg.), Handbook of Population and Family Economics, 1B. Amsterdam, New York and Oxford: Elsevier Science North-Holland, 799-850.
27. Smith, J. P./Edmonson, B. (1997): Do immigrants impose a net fiscal burden. Annual estimates. In: dies. (Hg.), The New Americans: economic, demographic and fiscal effects of immigration.. Washington, D.C.: National Academy Press, 254-296. 3)
28. Gott, C./Johnston, K. (2002): The migrant population in the UK: fiscal effects. Occasional Paper 77. London: Home Office (Research, Development and Statistics). <http://www.spd-landtag.de/downl/ZuwaEckp.pdf>
29. Matthias Geis. Vom Gastarbeiter zum Schläfer in: DIE ZEIT 15.04.2004 Nr.17 <http://www.zeit.de/2004/17/04_zuwand_vsp_hz_txt?page=1>
30. Die Rede von Max Stadler in der 44. Sitzung des Deutschen Bundestages am 09.05.2003
31. Entwurf Zuwanderungs- und Integrationsgesetzt (2003)
32. Zuwanderungskonzept der FDP-Bundestagsfraktion (2001): 3. Paradigmenwechsel in der deutschen Zuwanderungsdebatte, S. 90 Integration und Toleranz, Eckpunktpapier der CDU/CSU-Bundestagsfraktion (1999): <http://www.cdu.de/doc/pdfc/0501_Gemeinsames_Positionspapier_von_CDU_und_CSU_zur_Steue..pdf>
33. Der Beschluss des Bundesausschusses der CDU «Zuwanderung steuern und begrenzen» vom 7. Juni 2001 in Berlin: <http://www.cdu.de/doc/pdfc/070601_zuwanderung_steuern.pdf>; <http://www.jum.baden-wuerttemberg.de/servlet/PB/show/1142639/beschluss_zuwanderung.pdf>
34. «Структурировать иммиграцию и поощрять интеграцию» - "Zuwanderung gestalten - Integration fördern" Bericht der Unabhängigen Kommission "Zuwanderung", Berlin, den 4. Juli 2001. <http://www.bmi.bund.de/nn_174266/Internet/Content/Broschueren/2001/Zuwanderung__gestalten__-__Integration__Id__48169__de.html>
35. Шансы непризнанных беженцев в установленный срок трудоустроиться расцениваются как ничтожные. Во-первых, свидетельства об образовании большинства стран, из которых бежали эти люди, в Германии не признаются. Во-вторых, в последние 20 лет непризнанным беженцам было запрещено работать, поэтому многие из них уже потеряли квалификацию. В 2007 г. были приняты Поправки к Закону об иностранцах. В основном они касаются лиц, подавших прошение о предоставлении политического убежища, но не получивших статуса беженца. В соответствии с Предлагаемыми поправками непризнанным беженцам (их примерно 180 тыс. чел.) было разрешено получить ограниченный по сроку вид на жительство, если смогут в течение двух с половиной лет после принятия поправок (до конца 2009 г.) найти работу. Обладатели этого статуса при этом обладатели не смогут пользоваться социальными благами наравне с гражданами ФРГ.
Рецензия
Для цитирования:
Большова Н. Кризис «социального государства» и массовая миграция как вызовы государству-нации в условиях глобализации (на примере ФРГ). Вестник МГИМО-Университета. 2009;(5(8)):94-107. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-5-8-94-107
For citation:
Bolshova N.N. Welfare state crisis and mass migration as challenges to the nation-state in the age of globalization (the case of the Federal Republic of Germany). MGIMO Review of International Relations. 2009;(5(8)):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-5-8-94-107