МЕХАНИЗМ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В США
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-97-110
Аннотация
Интеллектуальное лидерство США в ряде областей в настоящее время редко подвергается сомнению. В то же время оно достигается не только за счет способности формулировать значительное число новых, в том числе принципиально новых идей, но и, возможно, даже в большей степени – благодаря отлаженным системам интеграции интеллектуальных наработок в практическую деятельность. Данная проблематика редко попадает в поле зрения отечественных исследователей. В статье предпринимается попытка проследить структуру и особенности функционирования институтов и каналов, посредством которых американское научно-аналитическое сообщество оказывает влияние на формирование внешнеполитического курса.
Об авторе
И. А. ИстоминРоссия
Истомин Игорь Александрович – аспирант, преподаватель Кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО-Университета, сотрудник Кафедры политики и функционирования ЕС и Совета Европы Европейского учебного института
Список литературы
1. Во введении к специальному номеру журнала «InternationalOrganization» 1992 г., посвященному роли экспертов в меж-
2. дународной политической координации, П. Хаас отмечал существенное увеличение в США числа министерств и ве-
3. домств, количества государственных служащих и уровня их профессиональной подготовки с 1940-х гг. по середину
4. -х гг. (См.: Haas P. M. Introduction: Epistemic Communities and International Policy Coordination // International Organization.
5. Vol. 46, № 1, Knowledge, Power and International Policy Coordination, P. 8—9). Хотя после окончания
6. холодной войны расходы на проведение внешней политики были урезаны, а некоторые структуры упразднены (в част-
7. ности, Агентство международной информации США), в отношении последних 20 лет также имеются многочисленные
8. свидетельства растущего уровня требований к образовательному уровню и компетентности представителей госу-
9. дарственного аппарата. В частности, под руководством государственного секретаря К. Пауэлла была разработана
10. и осуществлена Инициатива повышения готовности дипломатических служащих, которая позволила увеличить чис-
11. ло сотрудников, проходящих переподготовку в специализированном учебном заведении Госдепа с 2000 по 2007 гг.
12. на 62 % (См.: Nakamura K. N., Epstein S. B. Diplomacy for the 21st Century: Transformational Diplomacy // Congress Research
13. Service Report. August 23, 2007. http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL34141.pdf). Повышение профессиональной ком-
14. петентности сотрудников Государственного департамента было также заявлено в качестве одной из задач инициа-
15. тивы «Преобразовательная дипломатия», провозглашенной госсекретарем К. Райс в 2006 г.
16. Процессформирования основ современной бюрократии и еефункциональной роли прослежен в: ВеберМ.Политика как при-
17. звание и профессия // ВеберМ. Избранные произведения.М.: 1990. С. 644—706.
18. Подробнее см.: AllisonG.T. Essence of Decision: Explaining the CubanMissile Crisis //GrahamT.Allison. Boston: Little, Brown and
19. Company, 1971. P. 67—100, 144—182.
20. Кортунов С. В. Современная внешняя политика России: стратегия избирательной вовлеченности // С. В. Кортунов.М.: Изд.
21. дом Гос. ун-та – Высшая школа экономики, 2009. С. 160.
22. Haas R.M. Introduction: Epistemic Communities and International Policy Coordination // InternationalOrganization. 1992.Vol. 46,
23. №1, Knowledge, Power and International Policy Coordination, P. 14.
24. Анализ возрастания значения аналитических центров в результате общего изменения американской политической систе-
25. мы (для которого провал во Вьетнаме стал лишь одним из факторов, наряду со множеством других, преимущественно вну-
26. триполитических причин) см.: RicciD.M. TheTransformation ofAmerican Politics.TheNewWashington and the Rise ofThinkTanks //
27. DavidM. Ricci. New Haven, London:Yale University Press, 1993.
28. Thinking the Unthinkable / Bratislava: UNDP Regional Buro for Europe and the Commonwealth of Independent States. 2003.
29. Изучениюпроцесса становления и развития американских аналитических центров посвящено достаточномного исследований.
30. В их числе следует отметить монографию, специально посвященную их влиянию на внешнюю политику: Abelson D. E. Capitol
31. Idea:ThinkTanks and US Foreign Policy / D. E. Abelson.Montreal & Kingston: McGill-Queen’s University Press, 2006. Среди
32. российских публикаций на эту тему необходимо выделить: ВойтоловскийФ. «Производство» интеллектуального пространства
33. мировой политики // Международные процессы. 2006. Том 4.№2.
34. Rich A. ThinkTanks, Public Policy and the Politics of Expertise /A. Rich NY: CambridgeUniversity Press, 2004. P. 15. В своем иссле-
35. дованииА. Рич не учитывал аналитические центры, аффилированные с университетами (хотя указал их общее число – 625)
36. или государственными органами. Кроме того, проведенное исследование не может считаться вполне точным в отношении
37. изменения числа центров, так как за прошедшие тридцать лет они не только появлялись, но и исчезали.Однако оно доста-
38. точно хорошо отражает общую тенденцию самого роста.
39. McGann J. The Global «Go-To Think Tanks»: The Leading Public Policy Research Organisations in theWorld // http://www.foreignpolicy.
40. com/files/2008_Global_Go_To_Think_Tanks.pdf. P. 11. В данном случае можно говорить о процессе растущей консоли-
41. дации экспертизы.
42. Подробнее о типологии войн см.: ХрусталевМ.А.Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки тео-
43. рии и методологи //М.А. Хрусталев.М.: НОФМО, 2008. С. 24—27.
44. Более подробно о практической ориентации теории международных отношений см.: Chernoff F. Conventionalismas an Adequate
45. Basis for Policy-Relevant IRTheory // European Journal of International Relations. 2009.Vol. 15.№1.
46. Биографии исследователей, перешедших на работу в Белый дом в качестве советников по национальной безопасности, см.:
47. КокошинА.А. Серые кардиналы Белого дома //А.А. Кокошин.М.:АПН, 1986. Кроме того, подробный анализ участия ученых,
48. представляющих реалистическуюпарадигму американской политической науки, см.:ПобедашД.Профессура правит миром:
49. политический реализм и правящая элита США // Свободная мысль. 2006.№7—8. Необходимо отметить, что хотя предста-
50. вители реализма наиболее часто рекрутируются в политическую элиту, сторонники других парадигм также периодически
51. оказываются на высших правительственных должностях.
52. Аналогичнымобразом«вращающиеся двери» позволяют и кадровымчиновникампоработать в университетах, аналитических
53. центрах, бизнесе. В специальномномере Электронногожурнала Госдепа, посвященном«мозговымтрестам», приведена крат-
54. кая информация о наиболее известных лицах, мигрировавших между государственной службой и аналитическими центра-
55. ми (Внешняя политика США. Электронный журнал Госдепартамента США. 2002.Том 7.№3. С. 46—48).
56. Значение убеждений в политическом процессе было концептуализировано в работах П.Сабатира и Г.Дженкинс-Смита, по-
57. священных феномену «идейных коалиций» (см.: Sabatier P.A.,WeibleC.M.TheAdvocacyCoalition Framework: Innovations and
58. Clarifications //Theories of the Policy Process, Second Edition // ed. PaulA. Sabatier Boulder, CO:Westview Press, 2007).
59. Определах рациональногомышления см. статьи британскогофилософаМ.Оукшота: Рационализмв политике и Рациональное
60. поведение в сборнике Рационализм в политике и другие статьи //М.Оукшот.М.: Идея-Пресс, 2002. С. 7—64.
61. Подробный анализ соотношения идеологии и науки см.: ВойтоловскийФ. Г. Единство и разобщенность Запада: идеологи-
62. ческое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940—2000-е гг. /
63. Ф. Г. Войтоловский.М.: Крафт+, 2007.С. 42—48.Автор монографии противопоставляет экспертно-идеологический комплекс
64. США строго научным исследованиям.Сложно не согласиться с точкой зрения автора, что идеологический компонент почти
65. всегда присутствует в политических разработках американских авторов. В то же время стоит избегать его абсолютизации.
66. В различных работах идеологическиефакторы влияют в различной степени, поэтому встает вопрос о степени влияния идео-
67. логии (подробнее см.: Хрусталев М. А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и ме-
68. тодологи //М.А. Хрусталев.М.: НОФМО, 2008.С. 34—35). Политическую экспертизу следует рассматривать скорее как син-
69. тетическое явление на стыке научной и идеологической деятельности. В отсутствии баланса между этими аспектами она те-
70. ряет свою полезность для процесса принятия решений.
71. Это вовсе не означает, что исследователи сходятся относительно характера и степени влияния (см.:AbelsonD. E.DoThinkTanks
72. Matter?Assessing the Impact of Public Policy Institutes // D. E.AbelsonMontreal & Kingston:McGill-Queen’sUniversity Press, 2002.
73. P. 49—57).
74. Подробнее о различных типах экспертно-аналитической работы см.: Богданов Р. Г. США: информация и внешняя политика /
75. Р. Г. Богданов иА.А. КокошинМ.: Наука, 1979. С. 67; Хрусталев М. А. Анализ международных ситуаций и политическая экс-
76. пертиза: очерки теории и методологи /М.А. Хрусталев.М.: НОФМО, 2008. С. 94—95.
77. Один из крупнейших исследовательских центров в США.
78. Диксон П. Фабрики мысли / П.Диксон.М.:ООО «ИздательствоАСТ», 2004. С. 88—89.
79. ВитгенштейнЛ.Логико-философский трактат /Tractatus logico-philosophicus /Л.Витгенштейн.М.:Канон+РООИ«Реабилитация»,
80.
81. Ish-Shalom P. Theory as a HermeneuticalMechanism:The Democratic-PeaceThesis and the Politics of Democratization // European
82. Journal of International Relations. 2006.Vol. 12,№4.
83. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон.М.: 2003.
84. Понятие «умной силы» появилось в американской публицистике в статье С. Носсель (подробнее см.: Nossel S. Smart Power //
85. ForeignAffairs. 2004.№2) как сочетание «жесткой силы» и «мягкого влияния».Теоретическая разработка этой проблемати-
86. ки осуществлялась Дж. Наем: Nye J. S. The Paradox of American Power:Why theWorld’sOnly Superpower Can’t Go It Alone / Joseph
87. S. Nye.Oxford:OxfordUniversity Press, 2002; Nye J.S. Soft Power:TheMeans to Success inWorld Politics / Joseph S. Nye. N.Y.:
88. PublicAffairs, 2004. Первым официальным представителем американского руководства, публично заявившим о привержен-
89. ности американской дипломатии идее «умной силы», стала Х. Клинтон в ходе рассмотрения ее кандидатуры на пост госсе-
90. кретаря (см.: Statement of Senator Hillary RodhamClinton. Nominee for Secretary of State. Senate Foreign Relations Committee.
91. January 13, 2009 // http://foreign.senate.gov/testimony/2009/ClintonTestimony090113a.pdf). В действительности диалектика
92. «мягкой» и «жесткой» силы представляет собой заново сформулированнуюидеюо различных, в том числе невоенных путях
93. влияния, ведущуюотсчет с самых истоковмеждународно-политических исследований, в томчисле зафиксированной Г.Мор-
94. гентау на заре изучениямеждународных отношений. В своемописаниишести принципов политического реализма он пишет:
95. «Власть включает в себя все, что устанавливает и удерживает контроль человека над человеком.Такимобразом, власть вклю-
96. чает в себя все социальные отношения, которые служат этой цели от физического насилия до самых незаметных психологи-
97. ческих связей, с помощьюкоторых один умконтролирует другой» (MorgenthauH. J. PoliticsAmongNations.TheStruggle for Power
98. and Peace / Hans J.Morgenthau: revised KennethW.Thompson.McGraw Hill, 1993. P. 9).
99. Похожая проблема была зафиксированадаже в отношениименее искушенных в политических вопросах исследователей, пред-
100. ставляющих естественнонаучные дисциплины.См.: SchillingW. Scientists, Foreign Policy and Politics //TheAmerican PoliticalScience
101. Review. 1962.№2. P. 289.
102. В становлении экспертно-аналитической индустрии отмечают социально-политические (RicciD.M.TheTransformation ofAmerican
103. Politics.The NewWashington and the Rise ofThinkTanks // DavidM. Ricci. New Haven, London:Yale University Press, 1993),
104. экономические (RichA. ThinkTanks, Public Policy and the Politics of Expertise /A. RichNY:CambridgeUniversity Press, 2004) и идео-
105. лого-политические (советские авторы, в первую очередь Кобринская И. Я.: «Мозговые тресты» и внешняя политика США /
106. И. Я. Кобринская.М.:Международные отношения, 1986. С. 5) факторы.
107. Представление о степени загруженности государственного аппарата дает, например: ShearM. D. InWestWing:Grueling Schedules,
108. Bleary Eyes // Washington Post 13.07.2009. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/07/12/
109. AR2009071202081.html. В данной связи любопытно замечание авторитетного исследователя «мозговых трестов»Дж.Мак-
110. Ганна относительно эволюции среды, в которой оперируют лица, принимающие решения: если в началеXX в. эксперты были
111. нужны, так как политикам не хватало информации, то сейчас они необходимы, так как информации слишком много (см.:Мак-
112. ГаннДж. Г. «Мозговые тресты» и транснационализация внешней политики // Внешняя политикаСША. Электронный журнал
113. Госдепартамента США. 2002.Том 7.№3. С. 15).
114. В своей монографииД.Абельсон описывает историю 1970-х гг., когда аппарат Конгресса получил исследованиеАмерикан-
115. ского института предпринимательства по вопросу, который обсуждался за неделюдо этого.Уверенность, что появление его
116. вовремя повлияло бына итог голосования, предопределило решениеП. Вейриха и Э.Фелнера создатьФонд наследия – центр,
117. который отслеживает текущуюповестку дня в постоянном режиме и предоставляет анализ вовремя (AbelsonD. E.Capitol Idea:
118. ThinkTanks and US Foreign Policy / D. E.Abelson.Montreal&Kingston:McGill-Queen’s University Press, 2006. P. 85).
119. Stone D. ThinkTanks beyondNation States //ThinkTanksTraditions. Policy Research and the Politics of Ideas / Diane Stone,Andrew
120. Denham, Eds.Manchester, NY:Manchester University Press, 2004. P. 45.
121. Отечественный исследовательД. Г. Зайцев предложил понятие субъектно-институционального дуализма для описания это-
122. гофеномена.См.: ЗайцевД. Г. Аналитические центрыкак субъектыполитического процесса.Автореферат диссертации на со-
123. искание ученой степени кандидата политических наук /Д. Г. Зайцев.М.: 2009. С. 8.
124. См., в частности:RicciD.M.TheTransformation ofAmericanPolitics:TheNewWashington and theRise ofThinkTanks /D.M.Ricci.New
125. Haven,Conn.:YaleUniversityPress, 1993;McGannJ.G.TheCompetition forDollars,Scholars, and Influence in thePublicPolicyResearch
126. Industry / J.G.McGann. N.Y.:University Press ofAmerica, 1995; Abelson D. E.AmericanThinkTanks and their Role inU.S. Foreign Policy
127. /D. E.Abelson.N.Y.:St.Martin’s Press, 1996; StoneD.Capturing the Political Imagination:ThinkTanks and the Policy Process /D.Stone.
128. Portland,Ore.: Frank Cass, 1996; Abelson D. E. DoThinkTanksMatter?Assessing the Impact of Public Policy Institutes / D. E.Abelson.
129. Montreal:McGill-Queen’sUniversity Press, 2002; RichA.ThinkTanks, Public Policy and the Politics of Expertise /A. Rich.N.Y.:CambridgeUniversity
130. Press, 2004; Abelson D. E. ACapitol Idea:ThinkTanks andUS Foreign Policy / D. E.AbelsonMontreal:McGill-Queen’s
131. UniversityPress, 2006.Среди отечественных работ поданной тематике стоит выделить следующие: КобринскаяИ.Я. «Мозговые тресты»ивнешняяполитикаСША/И.Я.Кобринская.М.:Международныеотношения, 1986;Петров-скийВ.Ф.Американскаявнеш-
132. неполитическаямысль.Критический обзор организации,методов и содержания буржуазных исследований вСШАпо вопросам
133. международныхотношенийивнешнейполитики/В.Ф.Петровский.М.: «Международныеотношения», 1976;ШейдинаИ.Л.США:
134. «фабрики мысли» на службе стратегии / И.Л.Шейдина.М.: Наука, 1973;Макарычев А. С. Идеи для политики: Эволюция систе-
135. мывнешнеполитической экспертизывСША(середина 1940-х—начало 1990-х годов) /А.С.Макарычев.Н.Новгород:ННГУ, 1998.
136. Отечественные исследователи датируют его появление 1960-ми гг. (Кобринская И. Я. «Мозговые тресты» и внешняя поли-
137. тика США / И. Я. Кобринская.М.:Международные отношения, 1986. С. 5).
138. В отечественной научной литературе и особенно публицистике сложился резко критический взгляд на «мозговые тресты» ис-
139. ключительно как на инструментыпропаганды(см., например:НарочницкаяН. «Аналитические институты» – глаза, уши имозг
140. Америки // http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=3&id=2).Подобный подход слабо отражает противоречивость по-
141. ложения «мозговых трестов», находящихся на стыке политики и экспертизы. Наиболее глубоко подобная противоречивость
142. проанализирована в работах молодого американского социологаТ.Медветца (см.: MedvetzT.TerraObscura: «ThinkTanks» in
143. theU.S. Field of Power // Paper prepared for JuniorTheorists Symposium, sponsored by theTheory section of theAmerican SociologicalAssociation,
144. HarvardUniversity, July 31, 2008).
145. В ежегодном отчете корпорации РЭНДза 2008 г. сообщается, что количество клиентов организации превысило 800. В 2008
146. финансовом году 78 % бюджета корпорации было получено за счет контрактов, грантов и выплат различных агентств пра-
147. вительстваСША(Setting PoliticsAside.The RANDCorporationAnnual Report 2008 // http://www.rand.org/about/annual_report/2008/
148. P. 23, 38-39, 45).
149. Существенной проблемой экспертных подразделений исполнительной власти, которые должныобеспечивать не только ана-
150. лиз, но и планирование, является их приближенность к лицам, принимающимрешения, и, соответственно, к их приоритетам.
151. Учитывая ориентацию политиков в первую очередь на текущую ситуацию, подобные подразделения перегружены работой
152. над конъюнктурными проблемами и существует опасность потери способности к стратегическому видению.Подробнее о ди-
153. скуссии по этому поводу см.:MadarD. Patronage, Position and Policy Planning:S/P andSecretary Kissinger // Journal of Politics.November
154. P. 1073.Отом, что эта проблема остается актуальной, свидетельствует ее прикладная постановка в: FriedbergA. L.
155. StrengtheningU.S. Strategic Planning //TheWashingtonQuarterly.Winter 2007—2008.
156. Специальное исследование, посвященное этому аналитическому институту Конгресса, было проведено отечественным ис-
157. следователемО. В. Сафроновой (см.: СафроноваО. В. Исследовательская служба Конгресса США: история создания и ана-
158. лиз основных аспектов деятельности. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2002).
159. Как будет показано ниже, заказчика исследований независимых аналитических центров зачастуювообще сложно выявить,
160. они обслуживают социальный заказ.
161. В английском языке они именуются «endowment», то есть фонды, чьи средства вкладываются в ценные бумаги, прибыль от
162. операций с которыми идет на финансирование организации.
163. В частности, средства, полученные благодаря целевомуфондуИнститута Брукингса, в 2008финансовомгоду составили лишь
164. % от доходной части его бюджета (см.: Brookings Institute 2008 Annual Report // http://www.brookings.edu/about/~/media/
165. Files/about/annualreport/2008/2008_complete.pdf. P. 39).Подробнее об источникахфинансирования мозговых трестов см.:
166. Wiarda H. J.The New Powerhouses:ThinkTanks and Foreign Policy //American Foreign Policy Interests. 2008.№2. P. 115.
167. Юридическое основание: U.S. Internal Revenue Code § 170 // http://www.law.cornell.edu/uscode/26/170.html.
168. Weidenbaum M. The Competition of Ideas:TheWorld ofWashingtonThinkTanks //MurrayWeidenbeum.Washington:Transaction
169. Publishers, 2008.
170. Ibid.
171. В 1947 г. при созданииОтдела перед ним были поставлены следующие цели:формулирование долгосрочных программ, про-
172. гнозирование проблем, проведение исследований пошироким военно-политическим темам и оценка адекватности текущего
173. курса (Bloomfield L. P. Planning Foreign Policy: Can It Be done? // Political ScienceQuarterly. 1978.Vol. 93.№3. P. 371).
174. КобринскаяИ.Я. «Мозговые тресты» и внешняя политикаСША /И.Я. Кобринская.М.:Международные отношения, 1986.С. 7.
175. ICAssociates Programme // http://www.dni.gov/nic/IC_associates.html.
176. The Studio at Brookings // http://www.brookings.edu/media/Broadcast-Studio.aspx.
177. Stone D. Introduction:ThinkTanks, PolicyAdvice andGovernance //ThinkTankTraditions: Policy Research andThee Politics of Ideas.
178. Manchester, N.Y.:Manchester University Press, 2004. P. 13.
179. Точнее, между тем, кто в данный момент является экспертом, и тем, кто в данный момент – чиновником.
180. Murden S.W. The Problem of Force: Grappling with the Global Battlefield / SimonW. Murden. Boulder: Lynne Rienner Publishers,
181. P. 120—121.
182. О значимости маркетинговой составляющей деятельности Фонда свидетельствует структура его бюджета. Согласно еже-
183. годному отчету в 2008 г., на работу с прессой и государственными органами было потрачено более 14 млн долларов, что со-
184. ставило почти 22%от всех расходов.Для сравнения: на исследовательскую работу было затрачено всего 37%средств. Бо-
185. лее того, наряду с исследованиямиФонд реализуетмасштабнуюобразовательнуюпрограмму для государственных служащих и сотрудников аппаратаКонгресса. Естественно, в рамках этих программон получает дополнительные возможности продвигать
186. идеи и предложения своих экспертов. Подробнее см.: The Heritage Foundation 2008 Annual Report. Leadership for America //
187. http://www.heritage.org/About/upload/THF_08_Annual_Report.pdf.
188. Рич Э., Уивер К. Р. Пропагандисты и аналитики: «мозговые центры» и политизация экспертов // Pro et Contra. 2003.
189. Том 8.№2. C. 84. Подобная ситуация соответствует парадоксу, сформулированному отечественным публицистом
190. А. Ашкеровым: «Чем более скоростными и насыщенными становятся информационные потоки, тем меньше воз-
191. можностей получения нового знания и тем сомнительнее статус новизны информационных продуктов» (Ашкеров А.
192. Экспертократия. Управление знаниями. Производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма / Ан-
193. дрей Ашкеров. М.: Европа, 2009. С. 8).
194. Оразличиях окружения ученых и сферы политики см.:МакарычевА.С.Идеи для политики. Эволюция системы внешнеполити-
195. ческой экспертизы в США (середина 1940-х—начало 1990-х гг.) /А. С.Макарычев. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. С. 220—221.
196. Одним из последних примеров подобного признания стало выступление Государственного секретаря Х. Клинтон в Совете
197. по внешней политике (см.: Clinton H. R. Foreign PolicyAddress at the Council on Foreign Relations // http://www.state.gov/secretary/
198. rm/2009a/july/126071.htm).
199. Количественное исследование американских политологов Л. Якобса и Б. Пейджа (см.: Jacobs L. R., Page B. I.Who Influences
200. U.S. Foreign Policy? //TheAmerican Political Science Review. 2005.Vol. 99.№1) демонстрирует, что существует большая зави-
201. симость между публикациями экспертов и внешнеполитическими действиями правительства по сравнению с корреляция-
202. ми группыинтересов – действия правительства и общественноемнение – действия правительства. В тоже время они не смог-
203. ли установить вектор такой зависимости: влияют ли рекомендации экспертов на решения политиков или политики используют
204. их для легитимизации собственных шагов.
Рецензия
Для цитирования:
Истомин И.А. МЕХАНИЗМ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В США. Вестник МГИМО-Университета. 2009;(6(9)):97-110. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-97-110
For citation:
Istomin I.A. Analytical and scientific support mechanism of the US foreign policy process. MGIMO Review of International Relations. 2009;(6(9)):97-110. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-97-110