Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-200-205

Полный текст:

Аннотация

Отталкиваясь от концепции «мягкой силы» Джозефа Ная, авторы изучают подготовку национальных кадров для других стран в качестве фактора «мягкой силы» для Советского Союза и России. Они отмечают, что до распада на долю СССР приходилось 10,8 % иностранных студентов, обучающихся за рубежом. Почти 80 % иностранных студентов в СССР были из стран Азии, Африки и Латинской Америки. После распада СССР доля России на международном рынке образовательных услуг значительно сократилась. Напротив, США обеспечили себе ведущую роль на этом рынке. Международный рынок образовательных услуг становится все более важной ареной конкуренции между странами. После 2000 г. Россия снова уделяет внимание сфере высшего образования. Образование было провозглашено одним из национальных приоритетов. Россия присоединилась к Болонскому процессу, планируется, что на цели образования к 2020 г. будут выделяться 7 % ВВП. Россия стремится улучшить свой имидж за рубежом и активно развивает предложение образовательных услуг для иностранных студентов, продвигая себя в качестве главного образовательного центра в СНГ. Однако на практике сфера международных образовательных услуг остается лишь потенциальной возможностью для России, поскольку не существует четкой программы или структуры обеспечения выхода на рынок международных образовательных услуг.

Об авторах

М. М. Лебедева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия

Лебедева Марина Михайловна – доктор политических наук, профессор, заведующий Кафедрой мировых политических процессов



Ж. Фор
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия

Фор Жюли (Julie Fort) – магистрант российско-французской
магистратуры



Список литературы

1. Nye J.The Paradox ofAmerican Power:Why theWorld’sOnly Superpower Can’tGo ItAlone. N.Y., 2002. P. 8.

2. Ковач Я.М. Конкурирующие соблазны и пассивное сопротивление. Культурная глобализация в Венгрии //Многоликая гло-

3. бализацияМ., 2004. С. 192.

4. Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Российские вузы и международный рынок образовательных услуг // Научно-

5. педагогический потенциал и экспорт образовательный услуг российских вузов (социологический анализ).М., 2002.С. 9—28.

6. Всемирный доклад по образованию2006 г.Сравнение мировой статистики в области образования.Монреаль:Институт ста-

7. тистикиЮНЕСКО. http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001457/145753r.pdf.

8. ВыступлениеДиректораДепартаментамеждународного сотрудничества в образовании и наукеМинобрнауки России В. В.Нич-

9. кова на заседании коллегииМинистерства 12 ноября 2008 г. http://www.mon.gov.ru/ruk/dir/nichkov/dok/5035.

10. Зорников И. Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник Воронежского государ-

11. ственного университетата. Сер. Проблемы высшего образования. 2003.№2. С. 59—65.

12. Салтыков Б. Высшее образование в России: между наследием прошлого и современными вызовами / IFRI. Russie.Nei.Visions

13. n 29. С. 18. http://www.ifri.org/files/Russie/ifri_saltykov_education_RUS_avril_2008.pdf.

14. TheWashington Post, 23.03.2008.

15. Выступление первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Э. В. Митрофановой на Всероссий-

16. ском совещании-семинаре по вопросам реализации государственной политики в области подготовки национальных кадров

17. для зарубежных стран и поддержки экспорта образовательных услуг,Москва, 12 ноября 2003 года. http://www.ln.mid.ru/nsdksu.

18. nsf/6786f16f9aa1fc72432569ea0036120e/432569f10031dce643256dde003ddac9?OpenDocument.

19. Путин В. В. Выступление на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. 12 июля 2004 г.

20. http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/07/74399.shtml.

21. Подробнее см.:ЛебедеваМ.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире //МЭ иМО. 2006.

22. №10. С. 69—75.

23. Веревкин Л. П., Карелов С. В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства //

24. Энергия: экономика, техника, экология. 2006.№5. C. 68—73. http://articles.excelion.ru/science/filosofy/42919038.html.

25. Салтыков Б. Указ. соч. С. 7.

26. Российское образование для иностранных граждан. http://www.russia.edu.ru/information/analit/960.

27. Всемирный доклад по образованию 2006 г. … http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001457/145753r.pdf.

28. Арефьев А. Сколько людей говорят и будут говорить по-русски //ДемоскопWeekly. 2006.№251—252. 19 июля—20 августа.

29. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» http://demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema04.php.

30. Tsygankov A. P. If not byTanks, then by Banks?The Role of Soft Power in Putin’s Foreign Policy // Europe-Asia studiesVol. 58,№7,

31. November 2006. P. 1079—1099.

32. Культурная экспансия России // Российская газета. http://www.rg.ru/prilog/es/062400/4.shtm.


Для цитирования:


Лебедева М.М., Фор Ж. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ. Вестник МГИМО-Университета. 2009;(6(9)):200-205. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-200-205

For citation:


Lebedeva M.M., Fort Zh. Lebedeva. and Juliet Fort. Higher Education as Soft Power Potential of Russia. MGIMO Review of International Relations. 2009;(6(9)):200-205. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-200-205

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)