Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-2-77-72-91

Аннотация

Продвижение интересов отечественных компаний за рубежом – основная задача экономической дипломатии любой страны. Продвижение отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки способствует устойчивому положению страны в мировой экономике и экономической стабильности внутри государства. Ускорение экономического роста, интенсификация мировой торговли и тем более экспортной деятельности могут обеспечить не только рост экономики страны, но и рост благосостояния всех граждан, в т.ч. через механизмы перераспределения средств. В России развитие экспорта продукции с добавленной стоимостью стало одной из ключевых государственных задач. Для её реализации сформирована разветвленная система институтов продвижения экспорта, часть из которых имеет долгий исторический опыт, другая создана недавно на основе опыта успешных практик зарубежных стран. Учитывая особенности данного этапа, руководством Российской Федерации ставится задача обеспечить рост экспорта посредством эффективного взаимодействия существующих институтов. Эта задача закреплена в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт».

В данной работе рассматривается зарубежный и отечественный опыт применения финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта, включая информационно-консультационные и промоутерско-организационные меры поддержки, методы популяризации экспорта внутри страны, а также различные кредитнофинансовые и страховые инструменты, призванные обезопасить экспортёра от политических рисков в стране-импортёре. Автором анализируются нормативноправовые основы ключевых мер поддержки, а также возможные пути повышения эффективности через исключение дублирования функций различных институтов и создание синергетического эффекта в их деятельности.

Методология исследования основана на комплексном анализе современной системы институтов поддержки отечественного экспорта в России и за рубежом, нормативно-правовом анализе основополагающих документов и сравнительном анализе мер поддержки. Обширный предмет исследования обусловил применение междисциплинарного политико-экономического подхода.

Об авторе

А. А. Нарышкин
ООО «РГ Консалтинг», Холдинг «Росгеология»
Россия

Андрей Александрович Нарышкин – кандидат политических наук, управляющий директор



Список литературы

1. Castro L., Saslavsky D. 2009. Cazadores de mercados: comercio y promocion de exportaciones en las provincias argentinas. Fundacion CIPPEC, Buenos Aires. 186 p.

2. Cho Dong Sung. 1984. The Anatomy of the Korean General Trading Company. Journal of Business Research – Elsevier. 12(2). P. 241‒255.

3. Coughlin C., Cartwright P. 1987. An Examination of State Foreign Export Promotion and Manufacturing Exports. Journal of Regional Science. 27(3). P. 439–449.

4. Kunio Y. 1982. Sogo Shosha: The Vanguard of the Japanese Economy. New York: Oxford University Press. 358 p.

5. Munch J., Schaur G. 2018. The Effect of Export Promotion on Firm-Level Performance. American Economic Journal: Economic Policy. 10(1). 357–387.

6. Van Biesebroeck J., Konings J., Martincus Ch.V. 2016. Did export promotion help firms weather the crisis? Economic Policy. 31(88). P. 653–702.

7. Байгереев М. 2006. Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социальное партнерство. Человек и труд. №8. С. 19–25.

8. Балюк И.А. 2016. Государственная поддержка экспортно-ориентированных компаний в условиях санкций и валютных взлетов. Экономика. Налоги. Право. С. 79–86.

9. Белов Н.И. 2013. Система мер государственной поддержки экспорта в Швейцарии на современном этапе. Российский внешнеэкономический вестник. №1. С. 55–64.

10. Белов Н.И. 2015. Поддержка экспорта в Германии. Российский внешнеэкономический вестник. №5. С. 97–109.

11. Гаврилов А.А. 2011. Страхование экспорта как неотъемлемая часть системы поддержки внешней торговли. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 10(52). С. 49–56.

12. Гиматдинов Р.Р., Носырев И.Р. 2018. К вопросу оценки и повышения эффективности деятельности зарубежных представительств субъектов Российской Федерации. Вестник МГИМО-Университета. 2(59). С. 125–144. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-125-144

13. Денисов А.С. 2011. Государственная система поддержки экспорта Федеративной Республики Германии. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). №9. С. 330–335.

14. Кудряшов В.С. 2018. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и за рубежом. Juvenis scientia. №9. С. 25–29.

15. Лещенко Н.Ф. 2008a Из самураев в купцы: история Торгового дома Мицуи. История и современность. №1. С. 113–132.

16. Лещенко Н.Ф. 2008b. Из самураев в купцы: история Торгового дома Накаи. История и современность. №2. С. 72–86.

17. Лихачев А.Е. 2006. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. Москва: Экономика. 456 с.

18. Нарышкин А.А., Оганезов Д.С. 2020. Развитие мировой торговли: содействие продвижению экспорта. Мировой опыт. Инновации и инвестиции. №3. С. 78–81.

19. Ноздрева Р.Б. 2018. Трансформация внешнеэкономической деятельности торговых домов Японии. Российский внешнеэкономический вестник. №12. С. 65–75.

20. Пирадов Д.М. 2014. Страхование экспортных кредитов в условиях нарастающей глобализации экономик. Страховое дело. №8. С. 37–41.

21. Райнхардт Р.О. 2015. Сравнительный анализ систем экономической дипломатии в странах Европейского союза: дис. канд. экономических наук. Москва. 212 c.

22. Райнхардт Р.О. 2017. Ч. I. Экономическая дипломатия Франции на современном этапе. Современная Европа: 60 лет после Римских договоров. Отв. редакторы Е.А. Маслова, О.Ю. Потемкина. Москва: Институт Европы РАН. С. 76–84.

23. Райнхардт Р.О. 2018. Итальянская экономическая дипломатия: с 1920-х гг. до наших дней. Современная Италия: старые проблемы, новые вызовы. Отв. ред. Е.А. Маслова. Москва: Институт Европы РАН. С. 48–54.

24. Самойлова М.Н. 2010. Деятельность японских генеральных торговых домов в Европе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. С. 129–133.

25. Сигида Ю.С. 2014. Социальный аспект влияния финансово-промышленных групп чеболь на развитие Южной Кореи во второй половине XX – начале XXI в. Вестник Томского государственного университета. №379. С. 140–144.

26. Сигида Ю.С. 2015a. Трансформация роли финансово-промышленных групп (чеболь) в экономической и политической жизни Южной Кореи в период с 1998 по 2013 г. Вестник Томского государственного университета. №397. С. 167–173.

27. Сигида Ю.С. 2015b. Роль финансово-промышленных групп чеболь во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Южной Кореи в 1980‒2000-е гг. Вестник Томского государственного университета. №399. С. 140–145.

28. Сплетухов Ю.А. 2014. Страхование экспортных кредитов: зарубежный опыт. Финансовый журнал. 3(21). С. 150–160.

29. Сычева К.Г. 2018. Система государственного управления в сфере российского экспорта: пути совершенствования. Государственное управление. Электронный вестник. №69. С. 177–197.

30. Филатова Ю.М. 2013. Особенности международного факторинга как финансового инструмента. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. №2. Ч. 1. С. 115–122.

31. Хасбулатов Р.И. 2019. Экономическая дипломатия. Ч. 1–2. Москва: Юрайт. 265 с.

32. Щепелева М.А. 2012. Особенности страхования экспортных кредитов в зарубежных странах. Страховое право. №1–2. С. 72–85.


Рецензия

Для цитирования:


Нарышкин А.А. Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта. Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(2):72-91. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-2-77-72-91

For citation:


Naryshkin A.A. Financial and Non-Financial Support of Export. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(2):72-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-2-77-72-91

Просмотров: 2765


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)