Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Академическая дипломатия в отношениях России и Тихоокеанской Азии

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-5-80-7-21

Полный текст:

Аннотация

Дискуссия о российском повороте на Восток традиционно уделяет преимущественное внимание вопросам политико-стратегического, геополитического и геоэкономического характера. В наибольшей степени эти проблемы проявляются на межгосударственном уровне, который оказывается в сфере приоритетного внимания аналитиков, в то время как межобщественные отношения, вопросы гуманитарных контактов, публичной, а в её рамках – научной и академической дипломатии, пока что находятся скорее на периферии размышлений о том, как сделать азиатское направление российской внешней политики более устойчивым. Несмотря на существенные достижения в области образовательного сотрудничества с незападными странами в советский период, после распада биполярной системы Россия на более чем два десятилетия оказалась в положении объекта академической дипломатии европейских стран. Это позволило России в определённой степени продвинуться в сфере образовательного и научного сотрудничества с ЕС, однако, не сняло многих проблем, связанных с процессами интернационализации российских образования и науки. При этом взаимодействие со странами Азии, где на рубеже ХХ-XXI вв. сформировалась большая группа ведущих мировых университетов, существенно отставало от европейского направления. Вместе с тем более активная российская академическая дипломатия в Азии является залогом успешного экономического сотрудничества, а в конечном итоге – и более комплексного российского внешнеполитического присутствия на азиатском направлении в будущем. В статье рассматривается динамика российских подходов к академической дипломатии, на основе количественных и качественных показателей выделяются тенденции развития высшего образования в странах Азии и характеризуется современное состояние и перспективы образовательного сотрудничества России со странами Азии. В ходе представленного анализа доказывается тезис о необходимости дополнить российскую политику в Азии более диверсифицированной образовательной компонентой, учитывающей новейшие тенденции в области развития высшего образования на международном уровне. Подобные шаги необходимы как для сохранения конкурентоспособности российского образования как такового, так и с точки зрения реализации российской внешней политики в современных условиях.

Об авторах

А. А. Байков
МГИМО МИД России
Россия

Андрей Анатольевич Байков – кандидат политических наук, доцент, проректор по научной работе, декан Факультета международных отношений

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Е. В. Колдунова
МГИМО МИД России
Россия

Екатерина Валерьевна Колдунова – кандидат политических наук, доцент, и.о. директора Центра АСЕ- АН, доцент кафедры востоковедения

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Adam T., Lerg Ch.A. 2015. Diplomacy on Campus: The Political Dimensions of Academic Exchange in the North Atlantic. Journal of Transatlantic Studies. 13(4). P. 299-310

2. Cherevko K.E., et al. 2019. A History of Russo-Japanese Relations Over Two Centuries of Cooperation and Competition. Ed. by Dmitry V. Streltsov and Nobuo Shimotomai. Leiden-Boston: Brill. 627 p.

3. Globalization and Tertiary Education in the Asia-Pacific: The Changing Nature of a Dynamic Market. 2010. Ed. by Christopher Findlay and William G. Tierney. Singapore: World Scientific. 320 p.

4. Show N. 2020. Rethinking Public Diplomacy in the 2020s. Routledge Handbook of Public Diplomacy. New York: Routledge. 528 p.

5. Yang Y. 2015. Does the Academic Programme Work? The Jean Monnet Programme and European Union Public Diplomacy. Journal of European Integration. 37(6). P. 611-628.

6. Барановский В.Г. 2019. Структурные изменения глобального миропорядка. Современная политическая наука. Методология. Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. Москва: Аспект Пресс. С. 570-591.

7. Виноградов А.В. 2021. Китайский проект для Большой Евразии. Международные процессы. 9(2 65)). С. 6-20.

8. Логика новой мироустроительной архитектоники и стратегии держав. 2021. Под ред. А.Д. Воскресенского. Москва: Стратегические изыскания. 576 с.

9. Нгуен Тхи Хонг Бак Лиен. 2016. Формирование и особенности вьетнамский иммиграции в СССР. Gaudeamus Igitur. No3. C. 44-46.

10. Российско-японские отношения в формате параллельной истории. 2015. Под общ. ред. акад. А.В. Торкунова и проф. М.Иокибэ. Москва: МГИМО-Университет. 2014 с.

11. Савченко А.Е., Зуенко И.Ю. 2020. Движущие силы российского поворота на Восток. Сравнительная политика. 11(1). С.111-125.

12. Торкунов А.В. 2019. Дипломатия академического сообщества: прошлое и настоящее. Мировая экономика и международные отношения. 63(9). С.22-28.

13. Торкунов А.В., Стрельцов Д.В., Колдунова Е.В. 2020. Российский поворот на Восток: достижения, проблемы, перспективы. Полис. No5. С. 8-21

14. Тренин Д. 2021. Новый баланс сил: Россия в поисках внешнеполитического равновесия. Москва: Альпина Паблишер. 403 c.


Рецензия

Для цитирования:


Байков А.А., Колдунова Е.В. Академическая дипломатия в отношениях России и Тихоокеанской Азии. Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(5):7-21. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-5-80-7-21

For citation:


Baykov A.A., Koldunova E.V. Academic Diplomacy in Relations between Russia and Pacific Asia countries. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(5):7-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-5-80-7-21

Просмотров: 1035


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)