Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Государственно-частное партнёрство как модель развития публичной инфраструктуры

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-143-173

Полный текст:

Аннотация

Модель государственно-частного партнёрства (ГЧП), которая означает долгосрочное объединение ресурсов государственных и частных партнёров с согласованным разделением рисков, ответственности и результатов между ними успешно используется многими странами для развития публичной инфраструктуры и решения важных государственных задач. Статья посвящена научному обоснованию закономерности возникновения государственно-частного партнёрства как одной из форм сотрудничества государства и частных лиц, нацеленного на решение важных социально-экономических задач. Несмотря на то, что институт ГЧП как явление современной экономической жизни возник относительно недавно, он имеет объективные предпосылки, включая предшествующие ГЧП формы сотрудничества государства и частных лиц. Изучение данных предпосылок позволяет понять закономерности возникновения и развития данной модели, включая факторы успеха, и использовать их для выработки оптимальной государственной политики в данной сфере. В статье приводится сравнительная характеристика практики использования ГЧП за рубежом, как основа для анализа промежуточных результатов развития государственно-частного партнёрства в России. Во многих странах ГЧП как экономическая модель развития инфраструктурного комплекса показала свою состоятельность и вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие. Помимо прямых экономических эффектов государственно-частное партнёрство способно генерировать косвенные эффекты, в том числе оказывать положительное влияние на институциональное развитие, которое является одним из ключевых условий для успешного социально-экономического развития. Государственно-частное партнёрство в России пока не нашло широкого применения для развития инфраструктурного комплекса и поэтому не оказывает того влияния на экономическое развитие, которое потенциально могло бы. Несмотря на большой объем исследований, посвящённых ГЧП, не так много сравнительных исследований развития ГЧП в странах, находящихся на разном уровне социально-экономического развития. На основе проведённого сравнительного анализа развития ГЧП в России и ведущих зарубежных странах, а также предложенной автором стратегической модели ГЧП, построенной на основе изучения зарубежного опыта, в статье даются рекомендации, направленные на более полное использование возможностей, предоставляемых данной формой сотрудничества государства и частных лиц, а также – на повышение её роли в экономическом развитии.

Об авторе

А. С. Бедняков
РОСИНФРА, Национальный Центр ГЧП, ВЭБ.РФ (Россия)
Россия

Андрей Сергеевич Бедняков – эксперт



Список литературы

1. Delmon J. 2017. Public-Private Partnership Projects in Infrastructure. An Essential Guide for Policy Makers. The World Bank. DOI: 10.1017/CBO9780511974403

2. Gruening G. 2001. Origin and Theoretical Basis of New Public Management. International Public Management Journal. 4(1). P. 1–15.

3. Ma L., Li J., et al. 2019. A Holistic Review of Public-Private Partnership Literature Published between 2008 and 2018. Advances in Civil Engineering. Vol. 2019. P. 1-18. DOI: 10.1155/2019/7094653

4. Montchretien А. 1889. Traicte de l'oeconomie politique: dedie en 1615 au Roy et la Reyne Mere du Roy. PLON, Nourrit-Рaris. (In French).

5. Ivanov O., Inshakova A. 2020. Public-Private Partnerships in Russia. Institutional Frameworks and Best Practices. Springer. 312 p.

6. Osei-Kyei R., Chan A. 2015. Review of Studies on the Critical Success Factors for Public– Private Partnership (PPP) Projects from 1990 to 2013. International Journal of Project Management. No33. P. 1335-1346. DOI: 10.1016/j.ijproman.2015.02.008

7. Revoltella D., Brutscher P., Tsiotras A., Weiss C. 2016. Infrastructure Investment in Europe and International Competitiveness. European Investment Bank. EIB Working Papers 2016 / 01.

8. Song J., Zhang H., Dong W. 2016. A Review of Emerging Trends in Global PPP Research: Analysis and Visualization. Scientometrics. No3. P. 1111-1147. DOI: 10.1007/s11192-016-1918-1

9. Yescombe E.R., Farquharson E. 2018. Public-Private Partnerships for Infrastructure. Principles of Policy and Finance. Butterworth-Heinemann. Oxford, 548 p.

10. Бедняков А.С. 2021. Зависимость устойчивого социально-экономического развития от инфраструктуры. Мир дорог. No134. С. 155-161.

11. Иванов О.В. 2019. Государственно-частное партнёрство как инструмент развития инфраструктуры и модернизации экономики (опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Москва.: Издательство «МГИМО-Университет». 300 с.

12. Кейнс Дж.М. 1993. Экономические последствия Версальского договора. Избранные произведения. Москва.: Экономика. 540 с.

13. Лист Ф. 2005. Национальная система политической экономики. Москва.: Европа. 382 с.

14. Милль Дж.Ст. 1980. Основы политической экономии. Соч.: в 3 т., Т. 1. М.: Прогресс. 498 с.

15. Осадчая И.М. 2006. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса. Вопросы экономики. No5. С. 5-18.

16. Хайек Ф. фон. 1992. Дорога к рабству. Москва.: Экономика. 176 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бедняков А.С. Государственно-частное партнёрство как модель развития публичной инфраструктуры. Вестник МГИМО-Университета. 2022;15(1):143-176. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-143-173

For citation:


Bednyakov A.S. Public-Private Partnership as a Model of Public Infrastructure Development. MGIMO Review of International Relations. 2022;15(1):143-176. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-143-173

Просмотров: 1621


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)